Святой Иоанн Дамаскин точно и верно сказал, что «истинно и справедливо мы именуем Святую Марию Богоматерью, это имя соответствует совершаемой тайне домостроительства"[1]
Термином «Богоматерь» (Θεοτόκος) опровергаются все христологические заблуждения, которые отрицают божественность Бога Слова, но и те, которые не принимают полноту, целостность, человеческой природы Иисуса Христа в Его ипостаси...
Согласно словам вышеупомянутого отца нашей Церкви, «ибо не человека одного родила Пресвятая Дева, но истинного Бога, не обнаже́нного, но воплоще́нного, не с небес низшедшего... но восприняшего подобную нашей плоть, и в ней сам пребывшего ипостасно. Ибо, если бы Его тело с неба снизошло, а не было бы от нашей природы воспринято, то какова необходимость в вочеловечении».[2]
Кроме того, Мария Богородица олицетворяет святость человека. Св. Кирилл Александрийский соответственно говорит: "Как Святой Дух представляет самосущность божественной святости, так и Дева, явление святости, представляет человеческую святость».[3]
Богородица Мария существенным образом связана с благодатью Всесвятого Духа, утешителя и животворящего, поэтому она, как новая Ева (жизнь), спасает и сохраняет через своего Сына всё творение. Таким образом она возносится во образ-икону Церкви, как материнское предстательство за всех нас.
По этой причине в византийской иконографии икона, на которой изображается Богоматерь держащая младенца, является и образом-иконой Церкви. Это общение божественного и человеческого.
Человеческая природа Девы, её плоть, становится плотью Христа. Таким образом, она становится «единокровной» Сыну, и осуществляется конечная цель, ради которой был создан человек, обо́жение по благодати. Богоматерь стала «границей тварной и нетварной природ»[4], согласно свт. Григорию Паламе. Богоматерь поставлена в это положение «освящаемой Святой Троицей»[5],согласно свт. Кириллу Александрийскому. Таким образом, Церковь изображается как постоянно предстоящая Богородица.
По причине этой высочайшей святости Богоматери мы осознаём и её положение в православной сотериологии и экклесиологии, главным образом в области литургической жизни верующих людей нашей Православной Церкви.
Господь Богочеловек, как он сказал Сам, Он есть «путь» и «дверь» для человека. Дева Мария является же первым человеком, возглавляющей человечество. Она идёт впереди всего человеческого рода, а мы все идём вслед за ней в небесное царство.
Она первой проходит через смерть, которую Её Сын соделал безсильной, поэтому и Церковь воспевает: «Во успении мира не оставила еси Богородице».
В этом содержится «верую» православного народа, и по этой причине этот день и ночь непосредственно относятся к Матери Божией.
По благодати Богоматери верующий человек исполняется божественных даров. В чуде Девы Марии состоит и чудо божественной икономии. Пресвятая Матерь нашего Господа является нашей похвалой и утешением.
По этой причине наша Православная Церковь весьма чтит Богоматерь Марию, поскольку она чтит и превозносит Ее Сына и Спасителя.
Дева Мария стоит на вершине святости Церкви. Её слава затрагивает всех верующих, которые Её приемлют и Её любят. Её благодать покрывает всех, и Её величие затмевает всё тленное и всякое скоропреходящее величие. Её чудо зажигает сердца всех живущих в подвиге православных христиан.
Дева Мария покрывает и освящает Православие, она является плотью Рождшегося от Нея. И поэтому, поскольку мы православные христиане, мы испрашиваем её молитв о нашем избавлении. При этом мы не стремимся к некоему юридическо-правовому пониманию этого избавления и посредничества Богоматери, но оно вполне приемлемо в рамках спасительной любви Её Сына, Богочеловека и Господа нашего.
Архимандрит Кирилл Koцопулос,
проповедник священной митрополии Патры, доктор богословия