Свастика в России Романовых. Помимо разнонаправленных свастик в заглавном инициале царских грамот возникают и свастичные цветки, иногда обрамлённые волютами. Здесь воплощается полнота благодатного цветения, приносящего «плоды свои во время своё». Поэтому среди украшений на листе грамоты закономерно появляются разные, подчас весьма диковинные, фрукты, ягоды и овощи...
Спиралевидная свастика часто воспроизводится и на самом гербе рода Романовых. Грифон с мечом, держит в левой лапе круглый щит со свёртывающейся вихревой свастикой.
В России XVIII-XIX вв. спиралевидные разнонаправленные свастики широко применялись в рельефном декоре фасадов (см., например, дом Строгановых и Спасо-Преображенского собор г.Усолье XVIII в.). (Усольский народный архитектурно-исторический музей (постоянная экспозиция)).
В петровскую эпоху спиралевидная свастика уступает место классической прямоугольной, которая характерна для западноевропейской стилистики. Император Пётр Алексеевич и его супруга, Екатерина Алексеевна, изображаются на прижизненных гравюрах в обрамлении римского свастического меандра (гравюры Якова Хубракена, К. Моора).
Меандровые ленты из свастик окаймляют потолки, стены и полы дворцов, торжественных залов, присутственных мест и музеев Санкт-Петербурга. Свастичный меандр является чуть ли не главным организующим мотивом во дворцах Эрмитажа. В тронном Георгиевском зале он золотом по красному опоясывает все стены. Античные Свастики выделяются в Павильонном и др. залах. Здесь древний знак — связующее звено с эллино-романской культурой, величие которой нашло наследника в лице Северной Пальмиры. Самые разнообразные свастики можно встретить на православных церквях (Милующей Богоматери, "Спаса-на-крови" и др.), светских зданиях Петербурга.
Свастику часто можно встретить на зданиях крупных городов России середины XIX — начала XX века. По проекту Городецкого свастичный меандр опоясывал здание Музея Общества древностей и искусств г. Киева. (Зотчий. 1898. №12. Л. 56.)
Однако для последней по времени царской четы России этот символ имел, вне сомнения, ещё какое-то личное, скрываемое от посторонних значение. На фотографиях, где Александра Феодоровна сидит за рулём личного автомобиля, свастика в круге украшает его передок. Императрица велит гравировать свастику на подарках ближним, ставит в завершении писем, а 20 декабря 1917 г. пишет своей любимой фрейлине А.А. Вырубовой: «Послала Тебе по крайней мере 5 нарисованных карточек, которые Ты всегда можешь узнать по моим знакам ("свастика")...» (Письма Царской Семьи из затоточения. N.Y. 1974. С. 190).
Н.Е. Марков (2-ой), член Думы, пытавшийся освободить Царскую Семью, вспоминал: «Нашим условным знаком была свастика... Императрица хорошо знала этот знак и предпочитала его другим...» Свастика видна на некоторых вещах Государыни, собранных следователем Н.А. Соколовым.
На открытках и письмах Императрицы 1917-1918 гг. свастика сопровождает тексты псалмов и молитв, а в дневнике обозначает дни памяти скончавшихся родных и близких людей. Александра Феодоровна нарисовала любимый символ на нескольких важных местах последнего земного пристанища венценосной Семьи. Автор книги «Конец Романовых» В. Александров главу о пребывании Царственных Новомучеников в Ипатьевском доме, так и озаглавил «Под знаком свастики»
Спиралевидная свастика часто воспроизводится и на самом гербе рода Романовых. Грифон с мечом, держит в левой лапе круглый щит со свёртывающейся вихревой свастикой.
В России XVIII-XIX вв. спиралевидные разнонаправленные свастики широко применялись в рельефном декоре фасадов (см., например, дом Строгановых и Спасо-Преображенского собор г.Усолье XVIII в.). (Усольский народный архитектурно-исторический музей (постоянная экспозиция)).
В петровскую эпоху спиралевидная свастика уступает место классической прямоугольной, которая характерна для западноевропейской стилистики. Император Пётр Алексеевич и его супруга, Екатерина Алексеевна, изображаются на прижизненных гравюрах в обрамлении римского свастического меандра (гравюры Якова Хубракена, К. Моора).
Меандровые ленты из свастик окаймляют потолки, стены и полы дворцов, торжественных залов, присутственных мест и музеев Санкт-Петербурга. Свастичный меандр является чуть ли не главным организующим мотивом во дворцах Эрмитажа. В тронном Георгиевском зале он золотом по красному опоясывает все стены. Античные Свастики выделяются в Павильонном и др. залах. Здесь древний знак — связующее звено с эллино-романской культурой, величие которой нашло наследника в лице Северной Пальмиры. Самые разнообразные свастики можно встретить на православных церквях (Милующей Богоматери, "Спаса-на-крови" и др.), светских зданиях Петербурга.
Свастику часто можно встретить на зданиях крупных городов России середины XIX — начала XX века. По проекту Городецкого свастичный меандр опоясывал здание Музея Общества древностей и искусств г. Киева. (Зотчий. 1898. №12. Л. 56.)
Однако для последней по времени царской четы России этот символ имел, вне сомнения, ещё какое-то личное, скрываемое от посторонних значение. На фотографиях, где Александра Феодоровна сидит за рулём личного автомобиля, свастика в круге украшает его передок. Императрица велит гравировать свастику на подарках ближним, ставит в завершении писем, а 20 декабря 1917 г. пишет своей любимой фрейлине А.А. Вырубовой: «Послала Тебе по крайней мере 5 нарисованных карточек, которые Ты всегда можешь узнать по моим знакам ("свастика")...» (Письма Царской Семьи из затоточения. N.Y. 1974. С. 190).
Н.Е. Марков (2-ой), член Думы, пытавшийся освободить Царскую Семью, вспоминал: «Нашим условным знаком была свастика... Императрица хорошо знала этот знак и предпочитала его другим...» Свастика видна на некоторых вещах Государыни, собранных следователем Н.А. Соколовым.
На открытках и письмах Императрицы 1917-1918 гг. свастика сопровождает тексты псалмов и молитв, а в дневнике обозначает дни памяти скончавшихся родных и близких людей. Александра Феодоровна нарисовала любимый символ на нескольких важных местах последнего земного пристанища венценосной Семьи. Автор книги «Конец Романовых» В. Александров главу о пребывании Царственных Новомучеников в Ипатьевском доме, так и озаглавил «Под знаком свастики»