С.-Петербург 1914 г.
Предисловие.
Несколько лет тому назад, занимаясь изысканиями по истории различных тайных обществ, союзов и орденов, а также и некоторых сект, я довольно подробно ознакомился с литературой по гностицизму, магии, алхимии, каббале и сравнительной истории религии. Попутно, конечно, случилось натолкнуться и на вопрос о существовании у иудеев, так называемых, «ритуальных убийств».
Этим вопросом я особенно заинтересовался и прочитал не мало посвященных ему сочинений на разных европейских языках, причем особое внимание остановили на себе разоблачения двух обратившихся в христианство не заурядных иудеев, а раввинов, а именно: итальянца Паоло Медичи, относящееся к XVII в., озаглавленное «Обряды и обычаи иудеев» , и молдаванина Монаха Неофита, появившееся в начале XIX столетия и носящее название: «Опровержение иудейской религии и ея обрядов да основании Ветхаго и Новаго Заветов» .
Некоторые противоречия, а также иные сомнительные и мало правдоподобные выводы и заключения, заставили меня отнестись к этим источникам с величайшей осмотрительностью и вынужден сознаться, что я не вынес из них ясного, твердого и определенного убеждения ни за, ни против существования у иудеев, хотя бы даже в некоторых толках или сектах, убийств с ритуальными целями.
С другой стороны, трудно допустить, чтобы двое ученых - ибо раввины не суть духовные лица, а лишь законоучители - толкователи писания, следовательно ученые, хотя бы даже и ренегаты, но впоследствии ревностные христиане, могли возвести на свой родной народ такой тяжкий поклеп такую гнусную клевету, решительно без всяких на то оснований.
Когда возник процесс Бейлиса, я вспомнил о существовании брошюры Неофита, но полагал, что у богословской экспертизы конечно имеется ее подлинник или, по крайней мере, русский перевод. Между тек, из газетных отчетов усматривается, что в распоряжении суда имелись лишь «избранные места, переведенные во время следствия с греческого, экспертом профессором Троицким» .
Вследствие сего и принимая во внимание интерес к этой брошюре, возбужденный Киевским процессом, а также имея в виду, что, независимо от сути ее содержания, она представляет собою библиографическую редкость и известного рода исторический документ, я нашел соответственным выпустить в свет ее полный перевод, всецело возлагая одинаково ответственность за справедливость изложенных в ней данных на совесть автора.
Неофит родился в половине XVIII века в Молдавии и происходил из иудейской семьи. Тридцати лет от роду, уже будучи раввином или, как он говорит, гахамом, он принял православие и постригся в монахи. В 1803 году он написал и издал на молдавском языке вышеупомянутую брошюру, которая вскоре была переведена на ново- греческмй язык, а затем на арабский. Эти переводы выдержали бесчисленное количество изданий в Навилии, Константинополе и иных городах Востока, и распространились во множестве не только в печатных, но и рукописных экземпляров. Тем не менее эта брошюра сделалась ныне величайшею редкостью, ибо все ее издания расходились с необычайною быстротою и раскупались, как говорят, преимущественно иудеями, заинтересованными в ее исчезновении.
На французском языке впервые о книге Неофита упоминается в сочинении А. Лорана (Achilles Laurent) "Relation historigue des affaires de Syrie depuis 1840 jusgu'a 1842 , etc Paris, Gaume 1848 , c 378 и последующие второго тома«.
Затем в 1869 году появилось крайне пристрастное сочинение Гугено де-Муссо (Gouquenot des Mousscaut "Ze Jui??e judaisme et la judaisation des peuples ch?etiens" ? Puris, P.lon 1869), в коем приведены некоторые выдержки из книги Неофита, и, наконец, она была воспроизведена целиком в книге, носящей заглавие: «Ze sanq chretien dans les rites de la Synaqoque moderne" par Job ? Paris ?? ??? Gautier, 1869. (? - неразборчиво)
Последнее сочинение состоит из двух частей: первая посвящена переводу брошюры Неофита, вторая представляет собою сборник исторических документов с перечнем всех процессов по обвинению иудеев в употреблении христианской крови от древнейших времен и по конец XIX столетия. Саратовский и Велижский процессы не включены в этот список.
Следует заметить, что Неофит говорит об иудеях, вообще о каббале же и о каббалистах упоминается лишь вскользь. Оно и понятно, так хотя он и был раввином, но о каббале мог знать лишь по наслышке, ибо каббала не обязательна и не принадлежит к числу книг священного писания.
В противоположность Талмуду, который представляет собою сборник религиозно-нравственных и правовых норм еврейства, каббала является скорее теософией (богомудрием), как бы мистицизмом или, вернее, иудейским гностицизмом. Талмуд означает « учение «, « изыскание «, каббала означает « предание «.
Иудеи считают каббалу величайшей таинственной наукой и приписывают ее происхождении Аврааму, Моисею и т.п. В действительности же каббала в том виде, как она теперь известна, появилась в Европе не ранее конца XII, вернее в начале XIII века, однако происхождение ее несомненно гораздо древнее. Зародыши ее следует искать в иудейской Александрийской школе в I и II веке по Рождестве Христово, где она создалась под теми же влияниями, что и христианский гностицизм, из соединения восточной теософии и мистерий с эллинской мудростью, преимущественно с учением новопифагорийцев и новоплатоников, но еще с добавлением магических традиций, вынесенных иудеями из вавилонского пленения.
Умозрительная каббала (каббала иудеев) представляет собою учение, в основе коего лежит представление о сотворении Богом мира не личною Его волею и словом, а при участии целой сети или цепи посредников. Эта идея присуща одной каббале, она встречается и у Филона Иудея, и у новоплатонических философов, и у христианских гностиков. В различных системах эти посредники носят различные наименования, в каббале они называются сефиротами и представляют собою как бы излучения или атрибуты Божества. Их насчитывается числом десять, причем они вместе с 22 буквами еврейского алфавита, из коих каждая имеет мистическое числовое значение, составляют 32 пути Премудрости. Сумма всех 10 сефирот представляет собою прототип человечества, высшего или вечного Адама, который почитается макрокосмом или идейным типом мира материального. Человек земной, высшее существо творения, есть микрокосм, отражение Адама, Человека Небесного. К этим теориям в Зогаре (Блеск) и других каббалистических книгах примешивается описание мира небесного, небесных шатров, рая, ада и т.п. Безпрестанно встречаются различные выкладки, вычисления и комбинации цифр и букв, магических и мистических имен божиих, а также имен ангелов и демонов. Если к тому еще добавить различные данные по астрономии, астрологии, магии, алхимии, френологии и хиромантии, то в результате получится довольно неудобоваримый хаос, в котором, в особенности на первый взгляд, разобраться нелегко. Но все дело привычки и внимания, и если хорошенько вникнуть, то получается довольно стройная, хотя и фантастическая система мироздания и соотношений между видимым и невидимым миром, миром земным и небесным. 1
В эпоху возрождения, эпоху упадка христианства и, увлечения языческой философией, усиливается интерес и к так называемым сокровенным наукам: магии, астрологии и алхимии, а так как они теснейшим образом связаны с каббалою и даже имеют в ней свой корень, то адептам этих наук пришлось ознакомиться и с нею.
Сказанное особливо касается до алхимии, ибо в каббале каждому металлу соответствует один из сефирот. Поэтому мистическая алхимия или герметическая философия не может быть понятна без помощи каббалы. Она считает человека за неблагородный металл, которым путем работы над собою и различных очищений должен обратиться в чистое золото, или выражаясь каббалистическим языком, человек должен свергнуть с себя ветхого, земного Адама и возродиться в Адама Небесного, Адама Кадмона.
ДАЛЬШЕ - БОЛЬШЕ -> http://www.odigitria.by/2010/11/17/monax-neofit-o-tajne-krovi-u-iudeev-v-svyazi-s-ucheniem-kabbaly/
Некоторые противоречия, а также иные сомнительные и мало правдоподобные выводы и заключения, заставили меня отнестись к этим источникам с величайшей осмотрительностью и вынужден сознаться, что я не вынес из них ясного, твердого и определенного убеждения ни за, ни против существования у иудеев, хотя бы даже в некоторых толках или сектах, убийств с ритуальными целями.
С другой стороны, трудно допустить, чтобы двое ученых - ибо раввины не суть духовные лица, а лишь законоучители - толкователи писания, следовательно ученые, хотя бы даже и ренегаты, но впоследствии ревностные христиане, могли возвести на свой родной народ такой тяжкий поклеп такую гнусную клевету, решительно без всяких на то оснований.
Когда возник процесс Бейлиса, я вспомнил о существовании брошюры Неофита, но полагал, что у богословской экспертизы конечно имеется ее подлинник или, по крайней мере, русский перевод. Между тек, из газетных отчетов усматривается, что в распоряжении суда имелись лишь «избранные места, переведенные во время следствия с греческого, экспертом профессором Троицким» .
Вследствие сего и принимая во внимание интерес к этой брошюре, возбужденный Киевским процессом, а также имея в виду, что, независимо от сути ее содержания, она представляет собою библиографическую редкость и известного рода исторический документ, я нашел соответственным выпустить в свет ее полный перевод, всецело возлагая одинаково ответственность за справедливость изложенных в ней данных на совесть автора.
Неофит родился в половине XVIII века в Молдавии и происходил из иудейской семьи. Тридцати лет от роду, уже будучи раввином или, как он говорит, гахамом, он принял православие и постригся в монахи. В 1803 году он написал и издал на молдавском языке вышеупомянутую брошюру, которая вскоре была переведена на ново- греческмй язык, а затем на арабский. Эти переводы выдержали бесчисленное количество изданий в Навилии, Константинополе и иных городах Востока, и распространились во множестве не только в печатных, но и рукописных экземпляров. Тем не менее эта брошюра сделалась ныне величайшею редкостью, ибо все ее издания расходились с необычайною быстротою и раскупались, как говорят, преимущественно иудеями, заинтересованными в ее исчезновении.
На французском языке впервые о книге Неофита упоминается в сочинении А. Лорана (Achilles Laurent) "Relation historigue des affaires de Syrie depuis 1840 jusgu'a 1842 , etc Paris, Gaume 1848 , c 378 и последующие второго тома«.
Затем в 1869 году появилось крайне пристрастное сочинение Гугено де-Муссо (Gouquenot des Mousscaut "Ze Jui??e judaisme et la judaisation des peuples ch?etiens" ? Puris, P.lon 1869), в коем приведены некоторые выдержки из книги Неофита, и, наконец, она была воспроизведена целиком в книге, носящей заглавие: «Ze sanq chretien dans les rites de la Synaqoque moderne" par Job ? Paris ?? ??? Gautier, 1869. (? - неразборчиво)
Последнее сочинение состоит из двух частей: первая посвящена переводу брошюры Неофита, вторая представляет собою сборник исторических документов с перечнем всех процессов по обвинению иудеев в употреблении христианской крови от древнейших времен и по конец XIX столетия. Саратовский и Велижский процессы не включены в этот список.
Следует заметить, что Неофит говорит об иудеях, вообще о каббале же и о каббалистах упоминается лишь вскользь. Оно и понятно, так хотя он и был раввином, но о каббале мог знать лишь по наслышке, ибо каббала не обязательна и не принадлежит к числу книг священного писания.
В противоположность Талмуду, который представляет собою сборник религиозно-нравственных и правовых норм еврейства, каббала является скорее теософией (богомудрием), как бы мистицизмом или, вернее, иудейским гностицизмом. Талмуд означает « учение «, « изыскание «, каббала означает « предание «.
Иудеи считают каббалу величайшей таинственной наукой и приписывают ее происхождении Аврааму, Моисею и т.п. В действительности же каббала в том виде, как она теперь известна, появилась в Европе не ранее конца XII, вернее в начале XIII века, однако происхождение ее несомненно гораздо древнее. Зародыши ее следует искать в иудейской Александрийской школе в I и II веке по Рождестве Христово, где она создалась под теми же влияниями, что и христианский гностицизм, из соединения восточной теософии и мистерий с эллинской мудростью, преимущественно с учением новопифагорийцев и новоплатоников, но еще с добавлением магических традиций, вынесенных иудеями из вавилонского пленения.
Умозрительная каббала (каббала иудеев) представляет собою учение, в основе коего лежит представление о сотворении Богом мира не личною Его волею и словом, а при участии целой сети или цепи посредников. Эта идея присуща одной каббале, она встречается и у Филона Иудея, и у новоплатонических философов, и у христианских гностиков. В различных системах эти посредники носят различные наименования, в каббале они называются сефиротами и представляют собою как бы излучения или атрибуты Божества. Их насчитывается числом десять, причем они вместе с 22 буквами еврейского алфавита, из коих каждая имеет мистическое числовое значение, составляют 32 пути Премудрости. Сумма всех 10 сефирот представляет собою прототип человечества, высшего или вечного Адама, который почитается макрокосмом или идейным типом мира материального. Человек земной, высшее существо творения, есть микрокосм, отражение Адама, Человека Небесного. К этим теориям в Зогаре (Блеск) и других каббалистических книгах примешивается описание мира небесного, небесных шатров, рая, ада и т.п. Безпрестанно встречаются различные выкладки, вычисления и комбинации цифр и букв, магических и мистических имен божиих, а также имен ангелов и демонов. Если к тому еще добавить различные данные по астрономии, астрологии, магии, алхимии, френологии и хиромантии, то в результате получится довольно неудобоваримый хаос, в котором, в особенности на первый взгляд, разобраться нелегко. Но все дело привычки и внимания, и если хорошенько вникнуть, то получается довольно стройная, хотя и фантастическая система мироздания и соотношений между видимым и невидимым миром, миром земным и небесным. 1
В эпоху возрождения, эпоху упадка христианства и, увлечения языческой философией, усиливается интерес и к так называемым сокровенным наукам: магии, астрологии и алхимии, а так как они теснейшим образом связаны с каббалою и даже имеют в ней свой корень, то адептам этих наук пришлось ознакомиться и с нею.
Сказанное особливо касается до алхимии, ибо в каббале каждому металлу соответствует один из сефирот. Поэтому мистическая алхимия или герметическая философия не может быть понятна без помощи каббалы. Она считает человека за неблагородный металл, которым путем работы над собою и различных очищений должен обратиться в чистое золото, или выражаясь каббалистическим языком, человек должен свергнуть с себя ветхого, земного Адама и возродиться в Адама Небесного, Адама Кадмона.
ДАЛЬШЕ - БОЛЬШЕ -> http://www.odigitria.by/2010/11/17/monax-neofit-o-tajne-krovi-u-iudeev-v-svyazi-s-ucheniem-kabbaly/