Как церковное священноначалие предало народ и монарха

Революция и начало Великой Отечественной войны

Как церковное священноначалие предало народ и монарха

Сообщение Sergey 21 ноя 2011, 02:34

Как церковное священноначалие предало народ и монарха в начале XX века.

Изображение

Бабкин М.А. Священство и Царство. Россия, начало XX века – 1918 год. Исследования и материалы.
– М.: Индрик, 2011. – 920 стр.

Монография профессора кафедры отечественной истории новейшего времени РГГУ Михаила Бабкина посвящена теме взаимоотношений православного духовенства (прежде всего высшего) с государственной властью Российской империи в предреволюционные 1904–1917 годы.

Как показывает автор, еще до первой революции священноначалие проводило работу над литургийными текстами, принижая в них поминовение царствующей династии и преувеличивая титулование архиереев. Уже в вышедшем в январе 1900 года «Служебнике» исчезает вынимание на проскомидии специальной просфоры с молитвой «за здравие» царя.

Если учесть, что это издание и повторявшие его последующие выходили в Санкт-Петербурге в Синодальной типографии с грифом «По благословению Святейшего Синода», то, как отмечает автор, это «свидетельствовало о нежелании высшего духовенства поддерживать самодержавный строй» (стр. 182).

В то же время в декабре 1898 года Синод принял определение о том, что местный архиерей на литургии будет поминаться как «преосвященнейший» (на сугубой ектении) и «великий господин наш преосвященный» (при великом входе).

Эти исправления вошли в изданный в 1902 году в Киеве «Служебник».

Источник: http://3rm.info/11729-svyashhenstvo-i-carstvokak-podstavili-narod-i.html

ДОКУМЕНТ: Проф. Михаил Бабкин. СВЯЩЕНСТВО И ЦАРСТВО: духовенство Православной Российской Церкви и свержение монархии (начало XX в. – 1918 г.). Тезисы доклада на социологическом факультете МГУ, Москва, 27 мая 2010 г. Российская империя и Православная церковь составляли единое церковно-политическое тело, единый организм. И государство (Империя), и Церковь, по существу, являлись двумя ипостасями этого нераздельного тела, находившегося под скипетром православного самодержца. Одним из показателей их единства являлась невозможность проведения чёткой границы между светским (в привычном ныне понимании) и церковным законодательством. Связь Империи и Православной российской церкви (далее – РПЦ) была в первую очередь сакральной, а не оформленной юридически.

Высшим органом церковного управления (но не власти) являлся учреждённый 25 января 1721 г. царём Петром I Святейший правительствующий синод – своеобразное сословное представительство при верховной власти, своей властью приравненным к власти патриарха, или постоянно действующий "малый церковный собор" (синод, по-гречески – σύνοδος, означает собор).

Деятельность синода контролировало назначавшееся императором светское лицо – обер-прокурор Св. синода, являвшийся официальным представителем власти Его Величества. Юридической основой создания института обер-прокуратуры была необходимость доклада верховной власти о течении церковных дел. На обер-прокуроре лежали функции охранения государственных интересов в сфере церковного управления и контроля над органами власти РПЦ в центре (Св. синодом) и на местах (духовными консисториями). Хотя обер-прокуроры и имели практически неограниченные возможности влияния на органы центральной и местной церковной власти, однако этим правом они практически не пользовались, предпочитая не участвовать в деле чисто церковного управления. В целом же компетенция обер-прокурора ограничивалась административным управлением и не распространялась на сферу вероисповедания и церковного права.

Юридически участие императора в церковных делах повышало статус РПЦ и её постановлений. Акты Св. синода, изданные "по указу Е.И.В.", в виде указов, уставов или законов вносились в собрание законов Российской империи.

Единство империи и церкви, основанное на православной вере, хотя и не было лишено недостатков, но, в целом, было очень плодотворным. Империя, поддерживая Русскую церковь морально и материально через институт обер-прокуратуры, избавляла епископат от рутинной бюрократически-канцелярской работы (связанной, например, с хозяйственной деятельностью и поисками источников финансирования), поддерживала просветительскую и миссионерскую её деятельность. Православной церкви в Российской империи были созданы условия наибольшего благоприятствования. В Основных законах насчитывалось более тысячи статей, оберегавших привилегии и имущественные права РПЦ. Архиереи фактически являлись высшими духовными сановниками империи. По табели о рангах митрополиты, архиепископы и епископы приравнивались к трём первым классам военных и гражданских начальников.

РПЦ, буквально слитая воедино с Российской империей, не обладала правами юридического лица и не имела самоуправления. Хотя такими правами по отдельности были наделены Св. синод, приходские церкви, монастыри, духовно-учебные заведения и проч. церковные структуры, владевшие, например, недвижимым имуществом и капиталами.

Русские цари не видели особого смысла в предоставлении церкви "свободы самоуправления", поскольку видели её главную цель в христианизации народа, а именно – в совершении богослужений, катехизации паствы, поднятии среди неё нравственности, образованности, в почитании праздников, миссионерстве и проч. Для чего иерархи фактически и освобождались посредством обер-прокуратуры от мирских дел. Однако те, наоборот, стремились расширить свои государственные функции в ущерб церковным. Значительная часть епископата считала своё положение в рамках сложившихся в России государственно-церковных отношений неприятным и оскорбительным. Участие царя в церковных делах давало повод для постоянного недовольства духовенства "вмешательством" в церковные дела православного императора (светской-де власти). Наличие в государстве помазанника Божия, так или иначе участвующего в делах церковно-правительственного управления (юрисдикции), в охране вероучения и контроле за церковным благочинием, ставило духовенству фактический заслон в получении желаемой и искомой свободы самоуправления.

Поскольку формально РПЦ была частью административного аппарата империи, это давало основание определённым слоям общественности считать православных священнослужителей прислужниками самодержавия, а также возлагать на РПЦ долю ответственности буквально за любые ошибки царского правительства, за политические "репрессии" и даже за социальную несправедливость в обществе.

С начала XX в. вплоть до Первой мировой войны в России происходил неуклонный рост численности как паствы РПЦ, так и всех слоёв духовенства. На подъёме было строительство храмов и монастырей. Церковь, являясь опорой Трона, оказывала заметное влияние на общественно-политическое сознание православного народа империи.

С рубежа XIX–XX вв. вплоть до начала Февральской революции представителями высшей иерархии РПЦ проводилась деятельность, направленная на ограничение участия императора в церковном управлении и на "отдаление" церкви от государства. Подтверждением этому служат, в частности, сокращение с января 1900 г. поминовения императора на проскомидии (начальной стадии литургии – центрального христианского богослужения), а также произведённое в феврале 1901 г. сокращение "верноподданнической" части присяги для рукополагаемого в сан епископа и отмена присяги для членов Св. синода. Показателем стремления высшей иерархии повысить свой внутрицерковный статус служит и проходившие в тот период процессы постепенного увеличения богослужебных титулований архиереев, а также учащения поминовений епархальных преосвященных.

О желании высшего духовенства ограничить участие императора в церковном управлении свидетельствуют и "отзывы" епархиальных архиереев о церковной реформе, датируемые 1905–1906 гг. В них отражалось недовольство представителей иерархии сложившимся в России строем церковного управления. Об этом, а также о стремлении восстановить в РПЦ патриаршее управление говорилось и в материалах Предсоборного присутствия (1906 г.), а также Предсоборного совещания (1912–1913 гг.). Названные церковные комиссии предлагали усилить в управлении РПЦ власть епископата.

В то же время духовенство едва ли не демонстративно уклонялось от разработки богословского взгляда на царскую власть. В целом, оно придерживалось "рациональных" оценок, дававшихся царской власти юристами, политологами и историками. При этом совершенно не выясненными оставались такие вопросы, как церковные полномочия императора и т. н. священные права помазанника Божьего. Даже относительно вопроса является ли миропомазание государя церковным таинством или не является таковым, среди иерархии не было единства.

Меры, предпринимавшиеся представителями епископата в предреволюционные годы, были направлены на "десакрализацию" власти российского самодержца. Они сводились к укоренению в сознании паствы представлений о царе не как о духовно-харизматическом "лидере" народа и "Божием установлении" (помазаннике), а как о мирянине, находящемся во главе государства. Духовенство (в частности, члены Синода РПЦ) стремилось обосновать, что между царской властью и какой-либо иной формой правления нет, по сути, никаких принципиальных отличий: всякая, мол, власть – "от Бога".

После нескольких безуспешных попыток добиться высочайшего разрешения на созыв Поместного собора представители архиерейского корпуса стали связывать надежды на "освобождение", "раскрепощение" Церкви от императорского контроля с возможностью смены формы государственной власти в России в пользу "любой" формы правления.

Стремясь увеличить свою власть за счёт умаления прав верховной власти в области церковного управления, видные представители высшего духовенства работали, по существу, на революцию. И само "освободительное движение" (в первую очередь – в лице левых и центристских партий) добивалось в принципе аналогичного: ограничения власти царя в пользу "народного представительства".

Определённым "испытанием на верноподданичество" для высшей иерархии явилась Первая российская революция. Во время неё Св. синод в целом вёл себя непоследовательно и весьма противоречиво. С одной стороны, он придерживался своеобразной аполитичности (нередко умалчивая о революционерах и порицая лишь их противников), с другой – старался оказать поддержку правительству. Колебания политической линии высшего органа церковного управления были обусловлены отсутствием у него чёткой позиции в отношении к царской власти. Поскольку иерархи рассматривали императора как "внешний институт" по отношению к церкви, то, соответственно, они "не считали своим долгом" проповедовать пастве о необходимости сохранения незыблемости православной империи как единого церковно-государственного "тела", видя в нём лишь преходящую форму исторически сложившейся русской государственности.

В целом, духовенство с начала ХХ в. постепенно становилось в оппозицию к царской власти, стремясь освободиться от государственного надзора и опеки, стремясь получить возможность самоуправления и самоустроения. Это освобождение отождествлялось с падением царской власти, о чём весной и летом 1917 г. духовенством делались признания как в устных проповедях, так и в церковной периодической печати.

Основным мотивом соответствующих действий священнослужителей было стремление разрешить многовековую проблему "священства-царства" в свою пользу[1]. Наиболее яркое выражение противостояния высшего духовенства монархии (в контексте проблемы "священства-царства") приняло в первые дни и недели Февральской революции.

При начале революционных волнений в Петрограде высший орган церковного управления – Св. синод смотрел на них безучастно, не предприняв никаких шагов по защите монархии. Поступавшие же в те дни к высшему органу церковного управления ходатайства видных сановников империи о необходимости поддержки царского престола остались неуслышанными.

Члены Синода фактически признали революционную власть (Временное правительство, сформированное Исполнительным комитетом Государственной думы) уже днём 2 марта, до отречения от престола Николая II. В первых числах того месяца они вели сепаратные переговоры с Временным правительством: о поддержке духовенством новой власти в обмен на предоставление РПЦ свободы в самоуправлении. Т. е. до опубликования официальной позиции Св. синода в отношении совершившегося государственного переворота и церковная, и светская власть двигались друг другу навстречу при осознанном решении "отменить" монархию в России.

Позиция высшего духовенства свидетельствовала о том, что иерархи решили воспользоваться политической ситуацией для осуществления своего желания получить освобождение от влияния императора ("светской" власти) на церковные дела и фактически избавиться от царя как своего "харизматического конкурента".

Несмотря на отсутствие в целом юридического отречения от престола Дома Романовых[2], Св. синод 6–8 марта распорядился изъять из богослужебных чинов поминовение царской власти. В соответствии с чем были внесены изменения в молитвословия всех богослужебных кругов: в суточный, недельный и годичный. В результате царская власть в церкви (соответственно, в обществе, в государстве) оказалась уничтоженной "духовно", т. е. фактически оказалась преданной церковно-молитвенному забвению, стала поминаться в прошедшем времени. Хотя до решения Учредительного собрания о форме власти в России говорить об упразднении царского правления можно было лишь теоретически.

Священнослужителям принадлежит временной приоритет в узаконивании российской демократии (народовластия). Если Россия была провозглашена А.Ф. Керенским Республикой через шесть месяцев после революционных событий февраля-марта 1917 г., то Св. синодом "молитвенно-духовно" (и "богословски", и "богослужебно") это было сделано уже буквально через шесть дней.

Св. синод фактически упразднил государственно-религиозные праздники Российской империи – "царские дни" до соответствующего правительственного постановления.

Смена государственной власти, происшедшая в России 2-3 марта, носила временный характер и теоретически была обратима (в том смысле, что самодержавие как авторитарную власть возможно было реформировать в конституционную монархию). За такой вариант dejure выступала, в частности, конституционно-демократическая партия "Народной свободы" – кадеты (точнее – их правое крыло). Члены же Св. синода в своих "республиканских устремлениях" в марте 1917 г. фактически оказались левее кадетов.

Духовенству РПЦ принадлежит приоритет и в изменении государственной, исторически сформировавшейся монархической идеологии Российской империи. Св. синод уже 7–9 марта официально отрешился от второй составляющей лозунга "за Веру, Царя и Отечество". Временное же правительство декларировало о недопущении возврата монархии лишь 11 марта.

Процесс перехода РПЦ на сторону Временного правительства, на сторону революции завершился 9 марта 1917 г. В тот день Св. синодом было выпущено послание "К верным чадам Православной Российской Церкви по поводу переживаемых ныне событий" и объявлена "для исполнения" по духовному ведомству "Присяга или клятвенное обещание на верность службы Российскому Государству для лиц христианских вероисповеданий", утверждённая Временным правительством 7 марта.

Члены Св. синода, приведя православную паству к присяге на верность Временному правительству и не освободив народ от действовавшей присяги на верноподданство императору, сподвигли, по сути, российских граждан на клятвопреступление. Показателем радикальной настроенности членов "царского" состава Св. синода служит и тот факт, что формы церковных (ставленнических) присяг, установленные ими 24 марта 1917 г., по своему содержанию оказались левее государственной присяги, введённой Временным правительством 7 марта.
Уже к концу марта 1917 г. все места богослужебных, ставленнических и других чинов РПЦ, где ранее поминалась царская власть, были исправлены Св. синодом. Изменения заключались в буквальной замене поминовения императора и лиц Царствующего (по версии Св. синода – "царствовавшего") Дома на поминовение "благоверного Временного правительства". Однозначная замена царской власти на народовластие не соответствовала политическому положению страны, потому что образ правления в России должно было установить только Учредительное собрание (потенциально – высший орган государственной власти). Содержание же изменённых книг соответствовало республиканскому устройству России как якобы свершившемуся факту.

Действия Св. синода в первые недели Февральской революции свидетельствовали об отсутствии у его членов стремления рассматривать политическое положение России как находящееся в состоянии "неопределённости" образа правления до соответствующего решения Учредительного собрания. Действия Св. синода носили безапелляционный характер и указывали, что органом высшего церковного управления выбор сделан в пользу процесса становления новой власти, а не на "реставрацию" монархии. В результате такой позиции церковной власти – с учётом влияния подведомственного ему духовенства на 100-миллионную православную паству – была по сути ликвидирована вероятность монархической альтернативы политического развития России. И революция, опираясь на ряд факторов, получила необратимый характер. Вследствие чего можно утверждать, что члены Св. синода в марте 1917 г. осуществили определённое вмешательство в политический строй российского государства.

Анализ компетенции членов высшего органа церковного управления в принятии мер охранительного характера по защите самодержавного строя позволяет заключить, что альтернатива действиям (во многом – бездействию) Св. синода в февральско-мартовские дни 1917 г. была. В распоряжении Синода было много возможностей, которые уже применялись, в частности, в период Первой российской революции. Тем не менее ни одна из мер по поддержке или трона (до 2 марта), или самого института монархии (продолжавшего существовать по крайней мере до решения Учредительного собрания о форме правления в России), или арестованной Царской семьи предпринята не была. Начиная же с 6 марта 1917 г. Св. синодом был проведён комплекс охранительных действий в отношении Временного правительства.

Среди различных факторов, влиявших в период начала Февральской революции на судьбу монархии, одним из решающих был характер отношения духовенства РПЦ к институту царской власти. Сама власть императора, как помазанника Божия, имела духовную основу именно в Православии. Потому с большой долей уверенности можно утверждать, что если бы Св. синод в судьбоносные для царя и страны февральско-мартовские дни 1917 г. предпринял в отношении монархии находящиеся в его компетенции охранительные меры, то политические события и в столице, и на местах пошли бы по иному сценарию.

Члены Св. синода, с первых чисел марта 1917 г. взяв курс на установление в России республиканского правления, в определённом смысле проявили политическую близорукость. Пойдя навстречу Временному правительству и поддержав свержение монархии, они не смогли верно предвидеть дальнейшего развития политических событий и остановить расползание революции. Февральский же "этюд" оказался лишь "увертюрой" Октября.

Царская власть являлась в многонациональной и многоконфессиональной России, с её разным уровнем социально-экономического развития огромных территорий, системообразующим стержнем. И последствия исчезновение этого стержня теоретически можно было предвидеть: как предвидел это один из лидеров кадетской партии П.Н. Милюков, открыто выступавший за установление в стране конституционно монархического правления. Однако на протяжении всего 1917 г., невзирая на сменяющие один за другим кризисы власти и нарастание в стране центробежных явлений, никакой корректировки политического курса Русской православной церкви "вправо" проведено не было. Официальное духовенство не рассматривало существовавшую в тот период в России (вплоть до созыва Учредительного собрания) конституционно монархическую альтернативу народовластию.

Действия высшей церковной иерархии в период февральско-мартовских событий 1917 г. оказали заметное влияние на общественно-политическую жизнь страны. Они послужили одной из причин "безмолвного" исчезновения с российской политической сцены правых партий, православно-монархическая идеология которых с первых чисел марта 1917 г. фактически лишилась поддержки со стороны официальной церкви.

Епископату и приходскому духовенству РПЦ, исполнявшим в порядке внутрицерковной дисциплины распоряжения Св. синода, принадлежит одна из определяющих ролей в установлении на местах новой власти. При этом формы воздействия священнослужителей на общественно-политическое сознание паствы весной 1917 г., с одной стороны, были традиционные: проповеди, печатные воззвания, тиражирование резолюций своих собраний и съездов, служения молебнов, крестных ходов и проч. С другой – многие из них носили печать митинговой демократии. Это выразилось в широком участии духовенства в революционных торжествах: "праздниках революции", "днях похорон освободительного движения", 1 Мая и проч. Эти "праздники", проходившие под красными знамёнами, музыку и песни революции, благодаря участию в них пастырей и архипастырей РПЦ (нередко выступавших и на митингах), "освящались" авторитетом церкви и приобретали оттенок православных торжеств. Соответственно, верующие начинали воспринимать эти праздники как "свои". Тем самым в общественном сознании легитимировались и новая власть, и новые мелодии, и новые символы.

Действия, предпринятые в послефевральский период 1917 г. духовенством в центре и на местах (и Св. синодом, и епископатом, и приходским духовенством) способствовали, в целом, смещению влево спектра общественно-политических настроений православной паствы.

В 1917 г. российское духовенство в целом относилось к императорской власти не как к сакральной власти помазанника Божьего, а как к переходной форме политической системы, соответствующей определённому историческому этапу развития России.

Массовая поддержка со стороны клириков РПЦ свержения самодержавия во многом была обусловлена позицией Св. синода по отношению к февральско-мартовским событиям 1917 г. Действия духовенства, направленные на придание революции легитимности, шли "сверху": от Св. синода к епархиальным архиереям и к приходским пастырям. Вместе с тем Св. синод выполнял и "карательную функцию" по отношению к "контрреволюционно" настроенному духовенству, проповедовавшего, в частности, о сложившемся в стране "междуцарствии".

Политика, проводимая весной и летом 1917 г. центральной и местными духовными властями, а также Временным правительством, свидетельствовала об их союзе по многим вопросам: об отношении к изменению в стране формы правления, о предоставлении народу гражданских свобод, доведении войны до победного конца и проч. Разногласия между церковью и государственной властью возникли лишь в конце июня – после решения Временного правительства передать церковные школы в ведение Министерства народного просвещения.

Одной из причин, вследствие которых в общественном сознании установилась точка зрения о негативном, в целом, отношении Православной церкви к свержению монархии, явилась широко проводимая в 1917 г. (начиная с весны) церковная миротворческая деятельность. Призывы российского духовенства к миру, спокойствию, созидательному труду и к повиновению государственной власти стали широко звучать лишь после прихода к власти Временного правительства. Раздаваясь с амвонов, со страниц епархиальных и других изданий, эти призывы побуждали народ к повиновению новой власти, способствовали формированию у него положительного отношения к свержению династии Романовых и, тем самым, фактически узаконивали Февральскую революцию. По словам князя Жевахова российская "революция явила всему миру портретную галерею революционеров, облечённых высоким саном пастырей и архипастырей Церкви".

Социально-политическая активность священно- и церковнослужителей начала спадать приблизительно с июля 1917 г. Революционные иллюзии и энтузиазм духовенства стали рассеиваться с наступлением общего разочарования граждан России в политике Временного правительства. Во внутрицерковной жизни весной и летом ясно обозначился кризис власти. Иерархи стремительно теряли контроль над приходскими священниками. В свою очередь, сами священники всё больше и больше ощущали на себе возрастающую требовательность и непокорность как прихожан, так и подчинённых себе пономарей и псаломщиков.

Весной и летом 1917 г., на фоне получившего широкое распространение процесса отхода общества от церкви, среди части паствы возникли воинствующие антиклерикальные настроения. Все эти факторы в совокупности обусловили резкое снижение церковных доходов, затронув тем самым материальные интересы российского духовенства. В результате в духовной среде начало расти недовольство сложившейся в стране политической и социальной обстановкой. Священнослужители стали придерживаться более правых взглядов и даже переходить в оппозицию революции. Тревожные ноты о грядущих судьбах России, её народа и Православной церкви зазвучали в июле-августе и в проповедях епархиальных архиереев. К концу октября духовенство стало склоняться к идее необходимости установления централизованной "сильной власти" если не в государстве, то в церкви.

В середине августа 1917 г. был созван Поместный собор РПЦ, проработавший более года. На нём 5 ноября был избран патриархом Тихон (Беллавин), возведённый в этот сан 21 числа того же месяца. В результате восстановления патриаршества и реформирования внутрицерковного управления, церковные полномочия царя (в области церковно-правительственного управления (юрисдикции), охраны вероучения и контроля за церковным благочинием) в полной мере перешли к духовенству. С учётом того, что Дом Романовых в целом не отрекался от престола, можно утверждать, что это был не "естественный" переход прав царя к духовенству, а едва ли не насильственное изъятие, осуществлённое под прикрытием революционных светских властей.

Если до Октябрьской революции церковные права императора Временное правительство и Св. синод негласно делили между собой[3], то после неё – те полностью оказались в руках высших органов церковной власти. С учётом же того, Дом Романовых не отрекался от престола, и во время разработки и принятия Поместным собором постановлений об управлении РПЦ[4] помазанник Божий находился в заточении, можно утверждать: на Поместном соборе была осуществлена узурпация высшим духовенством прав императора в области церковного управления.

Поместный собор фактически продолжил политическую "линию Февраля", начатую Св. синодом в первые дни весны 1917 г. Все поступавшие к нему предложения о необходимости пересмотреть позицию РПЦ в отношении свержения монархии – его руководящим звеном или пресекались, или не допускались до рассмотрения. А что и было допущено – то не было доведено до выработки даже проекта какого-либо решения. Вместе с тем на соборе коренным образом был изменён 11-й анафематизм чина "Недели Православия". Анафема, грозившая "дерзающим на бунт и измену" против царя, была переориентирована на возводивших хулу на Православную церковь, на посягающих на её собственность и жизнь духовенства.

На Октябрьский переворот высшие органы церковного управления фактически не отреагировали. Они не оказали никакой поддержки тому правительству, которое с первых чисел марта 1917 г. в вероучительных текстах наименовали "Благоверным" и объявили правящим по "повелению Божией Матери" (см., например, Богородичный тропарь утрени, введённый Св. синодом 7-8 марта). Вплоть до начала декабря 1917 г. духовенство в отношении советской власти занимало выжидательную позицию. Причём некоторые священнослужители даже возлагали на большевиков определённые надежды. Так, епархиальные архиереи Петрограда и Москвы полагали, что новая власть будет заботиться "только о благе русского народа", что она "водворит порядок на Руси, право и правду, обеспечит свободу".

Позже, когда советская власть стала ущемлять церковные интересы, Поместный собор и Священный синод стали или игнорировать её постановления, или же принимать решения обратного характера. Т. е. священство попыталось оказывать своеобразное противодействие большевистскому "царству". Вместе с тем органы церковной власти интересовали по сути, лишь свои интересы. "Отрешаясь от политики", они, например, не отреагировали на разгон большевиками Учредительного собрания, и вплоть до расстрела Царской семьи не вспоминали о её участи.

С третьей декады января 1918 г. для РПЦ начался новый исторический этап. Во исполнение советского декрета "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" и других соответствующих ему постановлений, РПЦ своим статусом была приравнена к частным обществам и союзам. Она лишилась прав юридического лица. Ей было отказано в каких-либо субсидиях от государства. Её собственность была объявлена народным достоянием. В целом, Православная церковь фактически была поставлена "вне закона" страны Советов.

В ответ на это духовенство стало выражать протесты правительству. В частности – начало проводить крестные ходы и публичные молебны о прекращении "воздвигнутых на Церковь Божию гонений". Однако эти меры не принесли желаемого результата: в большевистском "царстве" духовенство было по сути беззащитным и бесправным. Но все эти реалии в определённой мере были обусловлены официальной политической позицией самого духовенства РПЦ в предшествующий – послефевральский период 1917 г.

"Двойственная" позиция епископата в отношении верховной власти в начале XX в., фактическое участие высшего духовенства в свержении монархии[5], а также восстановление в ноябре 1917 г. на Поместном соборе в РПЦ патриаршества дают основание для продолжения исследования церковно-государственных отношений в России со стороны проблемы "священства-царства". Актуальность этого исследования подтверждают наблюдающиеся на рубеже XX–XXI вв. тенденции к постепенной клерикализации российского общества[6] и усиление внутрицерковной власти епископата.

Эпоха 1917–1918 гг. принесла для РПЦ, по большому счёту, типичные для всех революций результаты: смену элит и передел собственности. В пользу духовенства в стране изменилась харизматическая власть: царскую сменила патриаршая. В пользу светско-советского "царства" был сделан передел церковной собственности.

После же известных (фактически – революционных)политических событий, произошедших в России на рубеже 1980–1990 гг., для РПЦ наступило "время благоприятно". При очередном переделе собственности, проходившим в тот период в стране, значительная часть церковного имущества, изъятого в своё время советским государством, была возвращена своим прежним "хозяевам". Сопровождавшая же соответствующие преобразования в стране смена "светских" элит не коснулась внутренней организации РПЦ. В условиях отсутствия "харизматической конкуренции" между церковью и светским, лишённым сакрального содержания "царством", были установлены те формы взаимоотношений, в пользу которых в начале декабря 1917 г., по существу, и высказывался Поместный собор. То, за что духовенство "боролось" в период с начала XX в. по 1917 г. включительно, ему удалось получить в 1990-е гг.[7] И в современной России между церковью и государством установились такие взаимоотношения, которые названы патриархом Алексием II "близкими к идеальным"[8]. И если судить по положению церкви в царской России и нынешнему состоянию вещей, то можно констатировать, что в XX в. на "харизматическом фронте" священство взяло верх на царством.

Основные положения доклада раскрыты в статьях:

1.Бабкин М.А. Приходское духовенство Российской православной церкви и свержение монархии в 1917 г. // Вопросы истории. 2003. № 6. С. 59–71.
2.Бабкин М.А. Святейший синод Российской православной церкви и свержение монархии в 1917 году // Вопросы истории. 2005. № 2. С. 97–109.
3.Бабкин М.А. Иерархи Русской православной церкви и свержение монархии в России (весна 1917 г.) // Отечественная история. 2005. № 3. С. 109–124.
4.Бабкин М.А. Реакция Русской православной церкви на свержение монархии в России. (Участие духовенства в революционных торжествах) // Вестник Московского университета. Серия 8: История. 2006. № 1. С. 70–90.
5.Бабкин М.А. Восстановление патриаршества. 1905–1917 гг. // Свободная мысль. 2007. № 10. С. 171–184.
6.Бабкин М.А. События Первой русской революции и Святейший синод Российской православной церкви (1905–1906 гг.) // Уральский исторический вестник. Екатеринбург, 2008. № 4 (21). С. 30–38.
7.Бабкин М.А. Поместный собор Русской православной церкви 1917–1918 гг. и "послереволюционная" судьба Николая II. (К 90-летию убийства Царской семьи) // Посев. 2008. № 7 (1570). С. 13–16.
8.Бабкин М.А. 2 (15) марта 1917 г.: явление иконы "Державной" и отречение от престола императора Николая II // Посев. 2009. № 3 (1578). С. 21–24.
9.Бабкин М.А. Воззрения иерархов Русской православной церкви на миропомазание всероссийских императоров в царствование Николая II // Москва. 2009. № 5. С. 229–233.
10.Бабкин М.А. Поместный собор 1917–1918 гг.: вопрос о совести православной паствы // Вопросы истории. 2010. № 4. С. 52–61.

См. также:

11.Бабкин М.А. Современная российская историография взаимоотношений Русской православной церкви и государства в начале XX века (досоветский период) // Отечественная история. 2006. № 6. С. 171–180.
12.Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году. (Материалы и архивные документы по истории Русской православной церкви) /Сост., авт. предисловия и комментариев М.А.Бабкин. М., Изд. Индрик. 2008. Изд. 2-е, исправленное и дополненное. – 632 с.

Михаил Анатольевич Бабкин, доктор исторических наук,
профессор Московского педагогического государственного университета
Тезисы доклада. Круглый стол на Социологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова. 27 мая 2010 г. http://www.evangelie.ru/forum/t71346.html



Аватара пользователя
Sergey
Черносотенец

Черносотенец

 

2879



06 апр 2010, 23:53



Православие




Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации


Медали: 4


Орден св. апостола Петра (1) За заслуги и труд (II) (1) За иформативность (1) За вклад в развитие ресурса (1)



Re: Как церковное священноначалие предало народ и монарха

Сообщение Sergey 17 июл 2015, 17:59



Отступнические акты священноначалия, которые свидетельствуют о предательстве царя архиереями и священством:

7. Архипастырское послание к камчатской пастве викария Владивостокской епархии, епископа Камчатского и Петропавловского Нестора(Анисимова)1

Опубликовано11 марта 1917 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Возлюбленная о Господе вверенная мне Камчатская паства.

Ныне совершилось великое обновление великой России.

ИзображениеПрежнее правительство Российской Державы совершенно распалось. Бывшего Российского Императора окружали лица в большинстве случаев не соблюдавшие интересов своей Родины – глухие и слепые в своей совести к нуждам и всем жизненным запросам многомиллионного русского народа. Условия существования и жизнь русского народа становились время от времени всё тяжелее и невыносимее. Угнетаемые, бедные, гонимые, нуждающиеся – все эти бывшие верноподданные своего Царя не могли большей частью получать царской милости, так как высокая стена, состоявшая из бывших сановных правителей, была непроницаема и заслоняла Царя от народа. Таким образом Царь не мог знать всей правды и нужды народной. Смотрите, последнее время все лица, стоявшие у власти,менялись почти ежедневно, как холодные компрессы на больном теле России (слова нового Петроградского Митрополита Андрея1), это служит доказательством, что не стало верных помощников, правителей и слуг у Царя. К тому же немцы – враги наши – заполонили всю Россию. А немцы – это аспид,ядовитый змей, которого надо обессилить совершенно, дабы спасти от них наше Отечество и Святую православную Веру. Сам бывший Российский Император Николай II-й, сознав и убедившись в неверности своих слуг и в несостоятельности всего бывшего правительства,которое привело Св. Русь к полной разрухе, желая России обновления для блага её народа и победы над врагами-немцами, великодушно, смиренно сложил с Себя Царскую Корону и Сам же просит весь русский народ единодушно без раздоров и волнений вывести России из угрожающей ей погибели на путь победы, благоденствия и славы.

Сейчас нам нужно слушать голоса Государственной Думы, из которой и составилось Временное Правительство. Мы все ныне присягнули нашей совестью этому новому Временному Правительству, а потому должны исполнять по совести, любя нашу Родину, всё, что Временное Правительство повелевает нам делать на пользу и на защиту Её от врагов наших – немцев.Временное Правительство призывает нас к мирной работе и исполнению каждым своего долга службы на спасение России. Нестроения, раздоры, распри и все смуты не допустимы совершенно. Обратите внимание! Перемена Правительства совершается без пролития крови, в полном здравом и трезвом сознании переживаемого нами великого момента. Самый скверный преступник России в настоящее тяжёлое время войны – бывший военный министр Сухомлинов2 – и то не растерзан народом, но с него лишь публично в здании Государственной Думы сорваны погоны,как с недостойного носителя звания и чести русского воина, а суд над ним ещё будет впереди. Немцы при помощи подобных Сухомлинову изменников принимали все меры к тому, чтобы в России была смута, внутренние беспорядки, кровавая братоубийственная революция, и тогда они, конечно бы, победили Россию, и была бы великая беда и полное порабощение нас немцами. Но Бог не попустил этой беды за молитвы праведных, за веру Русского народа и за любовь его к своей Родине.Обновление России произошло сознательно и спокойно – вопреки злым стараниям немцев взбунтовать русские войска и народ. Но войска и народ дружно будут отстаивать усиленный натиск врага, который увидал сейчас и дрогнул, что Россия спокойна, сильна, неустрашима и упорно верна в своём намерении довести войну до победоносного конца.

По причине выше изложенных обстоятельств, нам всем, братия, необходимо в единодушии сознательно мирно продолжать нашу жизнь и работу на пользу обновляющейся России, и всеми силами и мерами помогать нашему доблестному воинству нанести решительный и смертельный удар врагам нашим немцам. Таким образом мы дадим возможность и поможем Временному Правительству и Русской армии исполнить великую работу обновления и спасения нашего Отечества.

Призывая Божие благословение на всех нас, прошу вас, как ваш Архипастырь, соблюдать мирное течение жизни и не нарушать подчинения по долгу вашей совести Временному Правительству, а также прошу усиленных молитв за Великую Державу Российскую и за Великое Российское Воинство. Такова наша настоящая обязанность.

Всякие же личные счёты и выгоды,вражды, партийность, злобная ненависть друг к другу, хулиганство и пьянство всегда вредны для мирного течения жизни и порядка, а особенно неуместны и не допустимы в настоящее тяжёлое время. Аминь.


Камчатский листок. Петропавловск-на-Камчатке, 1917. № 790. С. 3–4.


1 В действительности епископ Уфимский Андрей (князь Ухтомский) был лишь одним из двух кандидатов на петроградскую митрополию. Свободным голосованием клира и мирян 24 мая 1917 г. на столичную кафедру был выбран викарий петроградской митрополии епископ Гдовский Вениамин(Казанский).


2 Сухомлинов В.А.(1848–1926) – генерал от кавалерии, генерал-адъютант. В 1908–1909 гг. –начальник Генштаба. С 1909 г. по 13 июня 1915 г. – военный министр (отстранён от должности в связи с обвинением в государственном преступлении). В 1916 г.арестован за неподготовленность русской армии к Первой мировой войне; под следствием. В 1917 г. приговорён к пожизненному заключению. В 1918 г.освобождён большевиками от заключения по старости и состоянию здоровья. В эмиграции в Германии.



8. Из резолюции собрания духовенства 1-го благочиннического округа Тихвинского уезда Новгородской епархии

14марта 1917 г

.

ПОСТАНОВЛЕНО: […] 2) Чтобы духовенство [благочиннического] округа не стояло в стороне от совершающихся событий, а принимало бы в разъяснении их деятельное участие и равно участвовало бы по возможности на всех народных собраниях, умеряло бы страсти и удерживало их от произвола; 3) Избрать в уездный комитет представителем о. Константина Синозерского; […] 5) послать приветственную телеграмму обер-прокурору Синода [В.Н.] Львову, высказав пожелание о скорейшем созыве всероссийского церковного Собора1; […].

Тихвинские ведомости. Тихвин (Новгородской губ.), 1917. № 1. С. 4.


1 Текст телеграммы см.: Новгородские епарх. ведомости.Новгород, 1917. № 7. Часть неофиц. С. 332; Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году. 2008. С. 328.



9. Резолюции съезда духовенства Бийского уезда Томской губернии

17марта 1917 г.


Новое Временное Правительство, поставившее на своём знамени священный девиз: «Свобода, равенство и братство», девиз,отвечающий заветам Христа, духовенство сердечно приветствует и искренне готово приложить свои силы к проведению в жизнь идеалов сего Правительства.

Все средства, имеющиеся в руках духовенства, употребить на поддержание порядка и тишины в населении. Для сего с церковной кафедры и при каждом удобном случае разъяснять народу смысл совершившегося великого события.


19марта 1917 г.


В отношении к политическим партиям, имеющим принять участие в агитационной предвыборной борьбе,духовенство полагает пастырским своим долгом держаться в стороне от резкой критики партийных программ.

По долгу совести каждый пастырь должен привлекать народные симпатии к принципам свободы, равенства и братства,лежащим в основах прогрессивных партий.


Цит.по: Съезды, конференции и совещания социально-классовых, политических,религиозных, национальных организаций в Алтайской губернии. (Март 1917 – ноябрь1918 гг.) /Сост. Э.И.Черняк. Томск, Томский университет. 1992. С. 9.


10. Из постановлений съезда духовенства г. Коврова Владимирской губернии и его уезда1

20марта 1917 г.



[По вопросу о тактике духовенства в переживаемое время:] Съезд постановил: всецело подчиниться Временному Правительству, внушать прихожанам спокойствие и повиновение Правительству,советовать им откликнуться на призыв Правительства везти из деревни хлеб в город и не беспокоиться за судьбу денежных вкладов. Духовенство должно ознакомиться с существующими государственными строями и программами различных партий, давать прихожанам объективное разъяснение происходящих политических событий и политических платформ и освещать их с Христианской точки зрения.Выражать свои особые симпатии к некоторым [партийным] программам не возбраняется,но только церковная кафедра не должна служить местом партийной пропаганды.

[…] Съезд постановил послать телеграмму на имя обер-прокурора Св. Синода с выражением готовности всеми силами служить родине и Новому Правительству.


Ковровские вести. Ковров(Владимирской губ.), 1917. № 21. С. 3.


1 В источнике резолюция приводится в изложении.


11. Из редакционной заметки печатного органа Петроградской духовной академии о политической позиции членов Св. синода в период революционных событий февраля-марта 1917 г.1


Опубликовано 7 апреля 1917 г.


27 февраля в разгар забастовок бывший обер-прокурор Св. Синода Н.П. Раев предложил о.о. членам Синода выпустить воззвание с решительным осуждением всего освободительного движения,руководители которого, по мнению Н.П. Раева, состоят из изменников, начиная с членов Государственной Думы и кончая рабочими. Св. Синод это предложение отклонил, причём г. Раеву было указано на то, что в высшей степени спорным является вопрос: откуда идёт измена – сверху или снизу.

2-го марта в покоях московского митрополита состоялось частное совещание членов Св. Синода и представителей столичного белого духовенства, заслушавших прошение митрополита Питирима об увольнении его в отставку. О[тцы] члены Св. Синода постановили временное управление митрополией возложить на викария Петроградской епархии,преосвященного Вениамина, епископа Гдовского. Вместе с тем признано было необходимым немедленно же войти в сношение с Временным Правительством.

3[-го] марта состоялось совещание иерархов в покоях митрополита Киевского; в это же время удалось посланному о.о.членами Св. Синода священнику одной из кладбищенских церквей проникнуть в Государственную Думу и доложить о резолюциях Центрального Управления духовного ведомства.

3-го же марта вступил вот правление обязанностей обер-прокурора председатель комиссии по делам Православной Церкви Государственной Думы В.Н. Львов.

4-го марта состоялось торжественное заседание о.о. членов Св. Синода, выслушавших программную речь г.обер-прокурора и приветствовавших как его лично, так и всё Временное Правительство.

Г[осподин] обер-прокурор заявил,что он, оставаясь всегда верным сыном Церкви, счастлив объявить о свободе Церкви, об уничтожении цезарепапизма, губительно влиявшего на все стороны церковно-общественной жизни. И креслу царей не место в зале заседаний Св.Синода. Кресло это было тотчас же вынесено в Архив.

6 и 7 марта происходили частные заседания членов Св. Синода по вопросам, связанным с новым положением Церкви. О том же были суждения в заседаниях Св. Синода 9 и 13 марта, когда был поднят вопрос о полномочиях настоящего состава о.о. членов Синода, причём высказывались предположения о необходимости переизбрания членов Синода по епархиям, при том не только из епархиальных архиереев, но и из среды белого духовенства. Общие пожелания Св. Синода были выражены в особой записке, в которой на первый план выдвигались вопросы о соборном начале в управлении Церковью, при незамедлительном проведении в жизнь временных правил,соответствующих изменившимся условиям церковно-общественной жизни.

9-го марта Синодом [был] одобрен предложенный обер-прокурором В.Н. Львовым текст синодального послания к чадам Церкви, который будет опубликован в ближайшем № «Церковных Ведомостей».

Заседания Св. Синода 18, 20, 21 и 24 марта были посвящены, помимо обсуждения текущих дел, вопросам, касающимся отношения Церкви к Государству, о применении канонов к тем или другим случаям жизни, причём особенное внимание было обращено на то, что в виду отсутствия у нас законов, специально касающихся Церкви, ей предоставляется свобода творчества, тем более, что каноны применялись и применяются со всею строгостью,в целях спасения верных сынов Церкви, до тех пор, пока «иго не оказывается неудобоносимым», грозящим последствиями, противоположными указанной цели. […].

Всероссийский церк.-обществ. вестник. Пг., 1917. № 1. С. 2–3.

1 В источнике заметка называется «В Синоде»; она помещена в рубрике «Первые шаги освободительного движения в Церкви».


12. Из резолюций Волынского епархиального съезда духовенства и мирян

14–19апреля 1917 г.


I. Об отношении к переживаемому моменту:


1) Прежде чем приступить к разрешению общих и местных вопросов в связи с новым строем, духовенство объединяется на одном положении: на первом плане должна быть у всех одна забота об успешном окончании войны. «Война до победного конца». Все должны всеми силами содействовать этому.

В этом отношении духовенство долгом своим считает всемерно содействовать успеху нового«займа свободы»1 и просить эмеритальную кассу2 духовенства обратить свободные суммы в облигации этого займа.


2) Духовенство искренно и по совести приветствует завоёванную народом свободу, долгом своим считает повиноваться и поддерживать Временное Правительство в уверенности, что оно сумеет вывести Россию на путь свободного развития и окончательного устроения государственного управления на Учредительном Собрании. Съезд полагает также,что духовенство должно твёрдо стать на путь тесного единения с народом, быть демократичным, чтобы идя рука об руку с народом, вести его по пути религиозно-нравственного,национального и культурно-просветительного развития. Форму правления в России должно будет установить Учредительное Собрание на основе всеобщего, равного,тайного и прямого голосования. Поэтому все православные христиане, епископы,клирики и миряне, как равноправные со всеми граждане, имеют право голосовать по совести за любую форму правления, какая каждому из них кажется для России лучшей.

3)Всякие реформы, зависящие от общего строя законов государства, не могут быть допущены прежде, чем будет созвано Учредительное Собрание. до этого момента общие мучительные вопросы на местах по частному или групповому почину не могут быть разрешаемы в смысле немедленного проведения реформ в жизнь, за исключением вопросов, имеющих чисто местный характер, и разрешение которых не поведёт за собой коренной ломки3.

4) Духовенство на местах призывается всеми силами противодействовать всяким аграрным, погромным и другим, имеющим характер самоуправства, течениям.

II. Церковная реформа:

Церковная реформа признаётся съездом неотложной.

Съезд признаёт необходимым немедленный созыв Всероссийского Церковного Собора. В Соборе должны принять участие, кроме иерархов, низшие члены духовенства, клирики и миряне, избираемые всеобщим голосованием.

Должность Обер-Прокурора упраздняется.Должно быть учреждено министерство исповеданий.

Во главе иерархии Русской Церкви должен стоять Патриарх, избираемый Собором.

Епархии Украины составляют, как и было прежде, отдельную автономную Киевскую митрополию, находящуюся в такой же зависимости от Всероссийского Патриарха, в какой находилась Киевская митрополия в прежнее время от Патриарха Константинопольского.

5) Взаимоотношения Церкви и Государства установит Учредительное Собрание. Съезд выражает твёрдую уверенность, что православная религия в свободной России останется первой среди других религий.

Глава Государства, будет ли это президент или конституционный монарх, должен [быть] избираем из русских православных людей.

Отделение Церкви от Государства в смысле освобождения Церкви от засилья Государства, приветствуется, но оно не должно переходить известных границ. Так, например, у Церкви и монастырей не могут быть отчуждаемы здания храмов и другое имущество даже для государственных и общественных надобностей.

Исторические памятники церковного характера, образцы русского церковного зодчества,выдающиеся храмы должны поддерживаться за счёт Государства. Закон Божий в школах должен остаться обязательным предметом преподавания во всех классах учебных заведений. […]

8) Содержание духовенства должно быть в нашем крае отнесено на счёт казны, на что имеются исторические основания.

Прежний способ получения платы за обязательные требы должен быть уничтожен.

При оставлении духовенства на содержании только приходов – должен быть установлен Собором Русской Церкви тот минимум, меньше которого содержания не может быть.

Должен быть установлен, конечно, и тот ценз, без которого не может быть посвящаем [во иерейский сан] избираемый приходом священник, так как необразованный человек легко помирится с ничтожной платой за своё служение.

Содержание духовенства от прихода должно гарантироваться местной общественной организацией и поступать через неё.

Добровольная плата за необязательные молитвы предоставляется совести обращающихся за нею, ноне должна быть совершенно уничтожаема. […].


Православная Волынь. Житомир, 1917. № 1. б/о. С. 9–10.

1 См., например, определение Св. синода № 1893 от 29марта 1917 г. «О содействии со стороны духовного ведомства успешному распространению «Займа Свободы 1917 года»», а также два «Поучения с церковного амвона о «Займе Свободы»», растиражированные по распоряжению высшего органа церковного управления (Церковные ведомости.Пг., 1917. № 9-15. С. 70; Там же. Вкладыш к № 9-15. С. 2–4; Всероссийский церк.-обществ. вестник. Пг., 1917. № 2. С. 2). Эти документы републикованы в сборнике: Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году. 2008. С.39–42.

2 Эмеритальные кассы имели целью обеспечить их участников, а также их вдов и сирот особыми пенсиями и пособиями (эмеритурой). (См. об этих кассах подробнее: Энциклопедический словарь /Сост. Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон. СПб., 1904. Т. 80. С.726–729).

3 Так в тексте источника. Очевидно, имеется в виду «ломки сложившихся общественных и экономических отношений».

13. Резолюция съезда духовенства и мирян Барнаульского уезда Томской губернии1

18–20апреля 1917 г.

О текущем политическом моменте:

Отвергая право церкви одобрить ту или иную политическую партию, участники съезда считают себя вправе, как граждане,рекомендовать желательным форму государственного правления, почитая за таковую народную федеративную республику.

О взаимоотношениях церкви и государства:

Принимая во внимание, что при тесном союзе православной церкви с государством, церковь всегда была склонна быть порабощаемой государством и памятуя, что церковь была свободна лишь тогда,когда она была вне союза с государством, [съезд] постановил высказаться за полное отделение православной церкви от государства.

Цит.по: Съезды, конференции и совещания … в Алтайской губернии. С. 12–13.

1 На съезде присутствовало 50 делегатов: духовенство и миряне обоего пола.

14. Из определения Св. синода № 2423 «О мерах к ограждению церковного порядка»

26-29апреля 1917 г.


Святейший Правительствующий Синод Российской Православной Церкви СЛУШАЛИ представленный присутствовавшим в Святейшем Синоде преосвященным архиепископом НовгородскимАрсением1 журнал состоявшей под его председательством Комиссии2 по вопросу о мероприятиях к предупреждению случаев неосновательных арестов священнослужителей и о порядке разбора дел, в случае состоявшегося ареста их.ПРИКАЗАЛИ: Из журнала Комиссии видно, что в настоящее время, по удостоверению епархиальных преосвященных, имеют место случаи, когда священнослужители подвергаются аресту по распоряжению местных исполнительных комитетов, а иногда и по инициативе частных лиц, не предъявляющих при подобных арестах уполномачивающих их на то документов, без ясного определения вины арестуемых, а в иных случаях в виду исключительно бывшей принадлежности их к монархическим организациям и вытекающих из сего действий их в отношении к прежнему государственному строю. В некоторых случаях при производстве ареста не предъявляется обвинений, причём остаётся место предположению, что в таковых случаях те или иные лица или группы лиц сводят лишь личные счёты с неугодными им по тем или иным поводам лицами. […].

По обсуждении изложенных сведений Комиссия признаёт необходимым, в предупреждение изъяснённых ненормальных явлений в церковной жизни, принять безотлагательно особые меры к содействию немедленному устранению накопившихся при прежнем строе недочётов в церковно-общественной жизни и для сего поручить епархиальным и облечённым особыми правами по епархиальному управлению викарным преосвященным для разбора дел о вызывающих общественное недовольство членах клира обращаться к посредству образовываемых с благословения епархиальной власти, на основах общественного доверия, в губернских и уездных городах и иных местах, в зависимости от местных условий, исполнительных духовных комитетов, церковных епархиальных советов и других соответствующих организаций, составляемых из выборных членов клира и мирян, пользующихся доверием местного православного церковного общества.Означенные Комитеты, в случае получения сведений об остром недовольстве действиями членов клира, приступают к немедленному расследованию обстоятельств дела и к обеспечению дальнейшей судьбы лиц, вызывающих против себя недовольство. Вместе с тем, Комиссия признаёт необходимым всемерно способствовать широкому оглашению среди населения: 1) что нынешний государственный строй, основанный на всеобщих свободе и равенстве, не терпит в отношении к кому бы то ни было из граждан России проявлений бесправия,своеволия и обиды, обеспечивая общее благополучие и спокойную разумную жизнь в плодотворной работе, при взаимном уважении к правам и интересам каждого; […] 5)что прежнее служение тех или иных членов духовенства монархическому строю не может служить предметом преследования, если таковые лица подчиняются новому государственному строю и своим поведением в последнее время не дают поводов к обличению их в противодействии ясно выраженной воле народа.

Основываясь на вышеизложенном, Комиссия полагала бы необходимым просить Министра Юстиции3 и Министра Внутренних Дел4 о преподании существующим на местах органам судебной и административной власти следующих указаний: 1) что священно-церковнослужители Православной Церкви наравне со всеми гражданами свободной России пользуются неприкосновенностью своей личности и без законных оснований не могут быть никем подвергаемы задержанию или аресту и, в частности, не могут быть арестуемы за прежнюю свою принадлежность к монархическим организациям и за действия, вытекавшие из сего в отношении к прежнему государственному строю, а также не могут быть арестуемы по одним оговорам в противодействии новому государственному строю и в неповиновении Временному Правительству, если эти обвинения не опираются на определённые факты, а основаны только на одних слухах. […]

Журнал Комиссии с таковыми предположениями её председатель Комиссии представляет на благоусмотрение Святейшего Синода. Обсудив изложенное и признавая с своей стороны желательным и целесообразным немедленное осуществление изъяснённых в вышеозначенном журнале Комиссии предположений, Святейший Синод ОПРЕДЕЛЯЕТ:журнал Комиссии утвердить, предоставив г[осподину] Обер-Прокурору сделать посему предмету соответствующее сношение с подлежащими Министрами, для чего передать в канцелярию Обер-Прокурора Святейшего Синода выписку из сего определения, а для сведения и руководства епархиальных преосвященных напечатать настоящее определение в «Церковных Ведомостях».

Церковные ведомости. Пг., 1917. № 18-19. С. 103–105.

1 Владыка Арсений (Стадницкий) среди прочих членов Св. синода состава зимней сессии 1916/1917 гг. (за исключением архиепископа Финляндского Сергия (Страгородского)), по распоряжению Временного правительства был уволен от присутствия в высшем органе церковного управления14 апреля 1917 г.


2 В связи с участившимися в первые недели после Февральской революции случаями арестов местными властями священнослужителей, Св. синод 12 апреля 1917 г. сформировал особую комиссию.Помимо её председателя – члена Государственного совета и Св. синода,архиепископа Новгородского Арсения (Стадницкого), а также трёх светских чиновников синодальной обер-прокуратуры, в комиссию входили ещё трое «синодалов»: архиепископ Нижегородский Иоаким (Левицкий), протопресвитеры Александр Дернов и Георгий Шавельский. В задачу комиссии входили выработка мероприятий по предупреждению неосновательных арестов священнослужителей и установление порядка разбора дел в случае состоявшихся арестов представителей духовенства (Церковные ведомости. Пг., 1917. № 18-19. С. 103).

3 Министр юстиции – А.Ф. Керенский.

4 Министр внутренних дел (он же –министр-председатель) – князь Г.Е. Львов.


15. Из постановлений съезда духовенства и мирян Туринского уезда Тобольской губернии1

4мая 1917 г.

1. Церковь православная должна быть свободна в своём самоопределении, и государство не должно оказывать какое-либо давление на её внутреннюю жизнь; т. к. подавляющее большинство граждан Российской империи – православные, то государство при издании законов должно согласовываться с духом православного христианского учения. Глава Российского государства должен быть православным.

[…] 5. Чтобы ближе подойти к нуждам своих прихожан, образовать городские советы, которые должны защищать интересы церковного прихода и причта перед государственными и общественными учреждениями.

[…] 9. Главный источник содержания духовенства – земля, если [он] перейдёт в пользование трудящемуся народу, [то]должен быть заменён государственным жалованием.

Цит.по: Съезды, конференции и совещания социально-классовых, политических,религиозных, национальных организаций в Тобольской губернии. (Март 1917 –ноябрь 1918 гг.) /Сост. Т.В.Якимова. Томск, Томский университет. 1992. С.37–38.

1 Съезд состоялся в г. Туринске. На нём присутствовало более 60 делегатов.

16. Из обращения архиепископа Волынского и Житомирского Евлогия (Георгиевского) «К пастве и пастырям Волыни»

Опубликовано6 мая 1917 г.

В последнее время частно стали приходить из приходов печальные вести о недоразумениях между прихожанами и их приходскими пастырями. Недоразумения эти нередко принимают очень острый характер и сопровождаются иногда оскорблениями священников и даже насилиями над ними1. […]

Пастыри церкви Волынской. И к Вам моё слово, моя горячая усердная мольба. В эту историческую великую годину станьте ближе к народу, обнимите его любовию своею, своими пастырскими,отеческими заботами, своим добрым вниманием. Больше, чем когда-либо, народ нуждается в вашей усердной молитве, в вашем пастырском наставлении, в добром совете.

Будьте истинными отцами своих духовных детей, да не всуе будет то трогательное слово «батюшка», с которым обращается народ к своим пастырям. Войдите с открытым любящим сердцем в круг его нужд и интересов не только чисто духовных, но и житейских. Явления современной жизни – государственной, общественной и хозяйственно-экономическойне должны обходиться вашим молчанием. Нам нужно теперь особенно часто вспоминать завет Св. Апостола Павла: «Проповедуй слово, настой благовременне и безвременне, обличи, запрети, умоли со всяким долготерпением и учением» [2 Тим.4, 2]. Объясняйте народу смысл и значение совершающихся великих событий, освещая их светом учения Христова; укрепляйте в сознании народа начала новой свободной жизни на незыблемом основании заповедей Христовых. Скажите народу, что все великие блага добытой ими гражданской свободы он должен принять с чувством благоговения, с благодарной молитвой к Господу, что достижение этой свободы должно пробудить в его сердце чувство братской любви, примирения, великодушия и всепрощения по отношению к окружающим, что, наконец, обладание этим великим даром свободы только тогда будет прочно и благодетельно для него, если он сохранит душу свою в добром, христианском настроении. Обновлённая Родина наша будет воистину свободною и счастливою, если она будет по духу христианскою Святою Русью.

Может случиться, что слово правды ваше, направленное к укреплению новой государственной жизни, будет неправильно понято, ложно истолковано и навлечёт на вас неприятности и огорчения. Не унывайте и не падайте духом; в сознании честно исполненного долга черпайте для себя нравственную силу, бодрость и воодушевление. Не ослабевайте в вере в конечное торжество Божией правды, которая откроет правоту вашей пастырской совести. Терпеливо и со кротостию вразумляйте нападающих на вас и на обиды отвечайте прощением. Эти высокие качества скоро привлекут к вам добрые чувства прихожан ваших, снова объединят их вокруг вас, и в этом святом союзе любви между пастырями и паствою да крепнет и светло красуется наша свободная Русская Православная Церковь, обновлённая в свободном отечестве нашем. Еже буди, буди!

Православная Волынь. Житомир, 1917. № 1. б/о. С. 2–5.

1 Упомянутые «недоразумения» были вызваны тем, что весной 1917 г., на фоне получившего широкое распространение процесса отхода общества от церкви, среди паствы возникли воинствующие антиклерикальные настроения. Прихожане возмущались установленными платами за совершение священниками треб, бесконтрольностью распределения церковных денег, нередко – безнравственной жизнью своих пастырей.На приходах происходили массовые изгнания клириков. В различных губерниях (например, Киевской, Волынской,Саратовской, Пензенской) число изгнанных исчислялось десятками, что составило 5–10 % от общего числа приходских священников соответствующих епархий. При этом нередко действия прихожан зачастую были и необоснованными: широкое распространение получили сведение личных счётов и различные интриги. (См.: Всероссийский церк.-обществ. вестник. Пг., 1917. № 35. С. 1–2; № 36.С. 4; № 40. С. 1; Орловские епарх. ведомости. Орёл, 1917. № 27. Отдел неофиц.С. 102–103; Пензенские епарх. ведомости. Пенза, 1917. № 9-10. Часть неофиц. С.298; Церковная правда. Симбирск, 1917. № 4. С. 2; Свет. Пг., 1917. № 81. С. 2;№ 88. С. 4; Бессарабский церковный голос. Кишинёв, 1917. № 29-30. С. 552;Русские ведомости. М., 1917. № 92. С. 5; № 110. С. 3; Царицынский вестник. Царицын,1917. № 5433. С. 2; № 5441. С. 3; Терский вестник. Владикавказ, 1917. № 7. С.4; ГАРФ. Ф. Р-3431. Оп. 1. Д. 372. Л. 387).

О необходимости преодоления «недоразумений» между духовенством и мирянами говорилось и на состоявшемся в конце июня Волынском епархиальном съезде (см.документ № 12).

17. Из «Воззвания к православным жителям Забайкальской области» епископа Забайкальского и Нерчинского Мелетия (Заборовского)

21мая 1917 г.

Отечество в опасности – вот крик переживаемого момента. «Россия гибнет, она стоит на краю пропасти», – говорит Верховный Главнокомандующий генерал Алексеев1.

Отечество в опасности – это настойчиво твердят государственные, общественные и церковные деятели в речах,воззваниях, приказах, в печати.

Чада Православной церкви и граждане Великой России, внимайте этому грозному крику об опасности, и дружно, побуждая и увлекая один другого, устремитесь к одной цели спасать свою родину.

Православная Церковь помогала собирать наше государство из разрозненных, враждующих,обессиливающих друг друга и разоряющих страну родов и княжеств в единую крепкую семью, в Великую Россию. В дни опасности и гибели отечества, как и 300 лет тому назад в лихолетье на Руси, из Церкви раздавались голоса предостережения,вразумления и призыва к спасению родины. Голоса эти имели успех. И в настоящее грозное время пастыри православной церкви не могут молчать. Поэтому пастырское собрание в городе Чите под председательством своего Епископа, Преосвященного Мелетия, сочло своим священным долгом обратиться к вам, чада Церкви и дети Великой России, с настоящим воззванием2, с горячим призывом спасать свою родину от разрухи внутренней и врагов внешних. Но что же, скажете, мы станем делать? Каждый на своём месте должен делать всё, что от него возможно и что служит хотя бы и в малой степени, к устранению нашей разрухи, укреплению и спасению родины. Когда горит дом, все бегут на пожар, чтобы бороться с огнём и спасать имущество, бегут без особого сговора, не спрашивая что делать, и работают дружно, забывая всякие житейские разногласия. Не то же ли мы должны делать и теперь. Россия горит. Отечество в опасности. – Спешите же, бросьте свои личные, домашние счёты, партийные обиды. Не давайте места вражде,оскорблениям и розни из-за вопросов национальных, классовых, не разжигайте не только ненависти, но и простого недовольства, мешающего общей работе.

Пора вразумиться. В стране должны быть твёрдая власть и порядок всегда, а особенно в это грозное время; все должны объединиться около Временного Правительства, способствовать его деятельности к водворению порядка и законности. […].

Итак, теперь всё должно быть направлено у нас на одно великое, требующее всего внимания и всех сил, дело умиротворения и спасения России общими дружными усилиями. Молитесь и самоотверженно трудитесь в этом деле, идите на помощь родине материальными средствами, устраивайте приходские собрания, чтобы крепче сплотиться около церкви и своих пастырей.

Господь да поможет нам и отечеству нашему в настоящие тяжёлые дни.

Забайкальские епарх. ведомости. Чита, 1917. № 11. Отдел офиц. С. 367–370.

1 Генерал от инфантерии М.В. Алексеев являлся верховным главнокомандующим со 2 апреля по 21 мая 1917 г.

2 В источнике под «Воззванием» стоит подпись одного лишь архиерея. Вероятно, прежде опубликования текст «Воззвания» был доведён до сведения собрания духовенства г. Читы, в связи с чем и была сделана вставка соответствующего словосочетания.

18. Из резолюций Забайкальского епархиального съезда духовенства и мирян1

28 мая – 10 июня 1917 г.

По первому вопросу повестки дня съезда – «О деятельности духовенства, как вождя в религиозно-нравственной жизни для организации веры и благочестия при современном положении дела»:

Стоя на страже православия и работая над нравственным самоусовершенствованием, духовенство должно живо и деятельно проводить в жизнь заветы Христа, широко пользоваться проповедническим словом, устраивать чтения, распространять в народе соответствующее задачам пастырства печатное слово во имя мира и братства.

По второму вопросу – «Роль духовенства в политической жизни»2:

Духовенство должно проявить активное участие в политической жизни страны в целях укрепления и расширения завоёванных революцией свобод. Участие духовенства в политических партиях признано возможным.

По третьему вопросу – «Об отделении церкви от государства»3:

После продолжительного обсуждения съезд большинством (49) против – 19 высказался за полное отделение церкви от государства «с тем, чтобы для обеспечения её материальной стороны был создан церковный фонд, обслуживающий все стороны православно-христианской религии»4.

Цит. по: Съезды,конференции и совещания социально-классовых,политических, религиозных, национальных организаций в Забайкальской области.(Март 1917 – ноябрь 1918 гг.) /Сост. В.Г.Зыкова. Томск, Томский университет.1991. С. 41–42.

1 Съезд состоялся в Чите. На нём присутствовало 87 делегатов с правом решающего голоса и приглашённых (с правом совещательных голосов), число которых в различные дни колебалось.

2 Данный пункт резолюции принят большинством голосов: 44 против 12 при 2 воздержавшихся.

3 Пункт резолюции приводится в изложении.

В источнике также сказано, что участники съезда приняли текст телеграммы Временному правительству, направив её через обер-прокурора Св. синода. В ней содержалось приветствие правительству и содержалась просьба о скорейшем созыве Поместного собора. Съезд также выразил полное доверие Временному правительству и вознёс «горячие мольбы о победе над врагом и укреплении завоеваний свободы».

4 Данный пункт резолюции на следующем епархиальном съезде,состоявшемся в Чите 1–3 августа 1917 г. в составе 80 делегатов, был пересмотрен в обратном смысле (Забайкальские епарх. ведомости. Чита, 1917. № 17-18. Отдел неофиц. С. 530).


19. Из резолюций Иркутского епархиального съезда духовенства и мирян

29 мая – 11 июня 1917 г.

Об отношении к настоящему моменту:

1) Десять веков русское духовенство несёт своё церковно-общественное служение при крайне тяжёлых условиях. К великой общей скорби в последние два столетия синодально-бюрократического превращения церкви в ведомство, за эти два столетия полного бесправия и административной со всех сторон опеки и надзора,значительно усыплённым оказалось пастырское сознание, ушло вдохновение молитвы и апостольского труда; цепями скована была ревность о Боге.

2) Но несмотря на весь ужас своего бесправного положения, были среди духовенства и поныне есть истинные страстотерпцы и честные слуги Божии и отечества. И вот теперь, когда пали внешние цепи, пред лицом новой жизни, всестороннне и коренным образом перестраивая свою деятельность на началах любви и правды христовой, русское православное духовенство с более ответственным сознанием считает своим долгом принять участие в новом гражданском строительстве на новых началах.

3) В виду того, что существующие политические партии то по исходной точке зрения, то по методам своей деятельности, то по конечным целям значительно, а порою и глубоко, расходятся с истинно христианским миросозерцанием, русскому духовенству – проповеднику любви христовой сверх политичной, непартийной и универсальной, не допускающей к тому же подмену Божьего человеческим, небесного – земным, по делу пастырской совести и честности и ради сохранения морального авторитета, как голоса совести жизни,не считается возможным активное участие в той или иной политической партии.[…].

Сибирь. Иркутск, 1917.№ 117. С. 2.

Об отношении к текущему политическому моменту:

1) Христианство не связано скакой-либо определённой формой правления.

2) Монархическая абсолютная власть подорвала всякое доверие к себе и довела Россию до полной разрухи. Возврат к этой власти совершенно немыслим. Поэтому наиболее приемлемой формой государственного правления России является демократическая республика1.

3) В виду того, что существующие политические партии то по исходной точке зрения, то по методам своей деятельности,то по конечным целям значительно, а порой и глубоко расходятся с истинным христианским миросозерцанием, русскому духовенству …2 не считается возможным активное участие в той или иной политической партии.

4) Подлинная природа религиозно и церковно-общественного дела властно заставляет создать движение в пользу истинной христианской политики и особой христианской общественности, христиански настроенной демократии. Пора широко раскрыть все возможности христианизации социально-экономических отношений.

5) Пока же, в виду близости всевозможных выборов, и особенно в предстоящее Учредительное собрание,духовенству возможно всемерно вне партийно оказывать поддержку представителям той политической мысли, которая находится в большом контакте с пастырской совестью, которая проникнута большой идейностью …3 которая,воплощаясь, принимает характер внеклассового движения в защиту всех, и которая обещает и обеспечивает радость свободной творческой религиозности, а не тоскливую печаль придавленного равнодушия к церкви и безрелигиозности.

Цит. по: Съезды,конференции и совещания социально-классовых, политических, религиозных,национальных организаций в Иркутской губернии. (Март 1917 – ноябрь 1918 гг.)/Сост. В.Г.Зыкова. Томск, Томский университет. 1991. С. 46–47.

1 Данный пункт был принят большинством голосов делегатов (61 из 108 присутствовавших) при небольшом количестве воздержавшихся.

2 Многоточие источника.

3 Многоточие источника.

20. Из резолюций Волынского епархиального съезда духовенства и мирян

23–30июня 1917 г.

1) По вопросам о церковно-приходской жизни:

Выслушав доклады с мест о недоразумениях между духовенством и мирянами, съезд питает уверенность, что это явление временное1. В основе их лежит виновность отдельных лиц из духовенства, виновность отдельных лиц из народа,проповедь пришлых агитаторов, не всегда правильно понимающих свободу.

Съезд убеждён, что духовенство не враг народу, не враг свободы, а народ, в большинстве своём, не враг духовенству, если с обеих сторон будут соблюдаться истинные демократические отношения.

Взаимоотношения пастырей и паствы улучшатся лишь при условии взаимного уважения, доверия и христианского братолюбия, к которому съезд и призывает духовенство во-первых, и мирян во-вторых.

2) По украинскому вопросу на Волыни:

а) Съезд духовенства и мирян,признавая, что нормальная жизнь Волынской епархии возможна только при полном единении духовенства с народом на почве близкого к запросам народа церковного строя – высказывается за свободное развитие и самоопределение украинского народа при условии неотделимости Украины от Российского государства.

б) В решении вопроса о степени и границах автономии, как вопроса чисто политического, съезд представляет каждому сыну Волынской церкви, согласно с духом христианства, свободу. […]

3) К аграрному вопросу:

Принять все меры и просить об этом губернскую и уездную власть разъяснить населению,что духовенство имеет право на засев церковной земли до той поры, пока Учредительное Собрание не лишит его этого права, так как при создавшемся положении это – единственный и последний способ материального существования духовенства2.

Православная Волынь. Житомир, 1917. № 16. Отдел офиц. С. 14–15.

1 См. комментарий к обращению архиепископа Волынского и Житомирского Евлогия (Георгиевского) «К пастве и пастырям Волыни» (документ №16).

2 На протоколе заседаний съезда стоит подпись: «2 августа1917 года утверждается. А[рхиепископ] Евлогий» (Православная Волынь. Житомир, 1917. №16. Отдел офиц. С. 15).

21. Из постановлений съезда духовенства и мирян Курганского уезда Тобольской губернии1

17–19 июля 1917 г.

Об отношении церкви к государству:

Православная церковь в своём внутреннем устройстве должна быть совершенно самостоятельна и обладать всею полнотой самоопределения и самоуправления на незыблемом основании учения Христа, изложенного в Святом Евангелии, деяниях и посланиях апостолов и определениях Священных Вселенских Соборов, и как таковая она должна быть совершенно независима от изменений,которые могут происходить в государстве. С внешней стороны – представляя собою учреждение, установленное Спасителем для удовлетворения насущных потребностей человеческого духа, церковь должна быть признана учреждением публично-правового характера, и поэтому пользоваться материальной поддержкой государства и покровительством закона. Удовлетворяя религиозные потребности духа самой многочисленной части населения (более 70 %, 114 миллионов), воспитывая эту часть в духе истинного понимания учения Христа, Православная церковь требует, чтобы глава государства, а равно глава того государственного учреждения, которое будет ведать в государстве делами исповеданий, должно быть непременно православным от рождения.

Церковь при всяком государственном строе свободна в своей внутренней жизни: государство создаёт внешний общественный быт, а церковь распространяет начала нравственности в духе Христовой истины.

Цит.по: Съезды, конференции и совещания … в Тобольской губернии. С. 85–86.

1 Резолюция в более кратком виде (согласно информации по доступному ранее источнику) была процитирована в сборнике документов:Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году. 2008. С. 218.

22. Из постановлений съезда духовенства и мирян Канского уезда Енисейской губернии1

25июля 1917 г.

Съезд высказался за заключение мира без аннексий и контрибуций, потребовал установления в стране федеративной республики во главе с Государственной думой и Советом министров. Он выразил желание выступить на выборах в Учредительное собрание самостоятельно, выставив собственную программу, которая не должна «соприкасаться с правыми партиями и должна держаться программы социал-демократов-меньшевиков и социал-революционеров-интернационалистов».


Цит.по: Съезды, конференции и совещания социально-классовых, политических,религиозных, национальных организаций в Енисейской губернии. (Март 1917 –ноябрь 1918 гг.) /Сост. Е.Н.Косых. Томск, Томский университет. 1991. С. 86.


1 В источнике приводится в изложении.



Аватара пользователя
Sergey
Черносотенец

Черносотенец

 

2879



06 апр 2010, 23:53



Православие




Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации


Медали: 4


Орден св. апостола Петра (1) За заслуги и труд (II) (1) За иформативность (1) За вклад в развитие ресурса (1)




Вернуться в 1917-й год


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4

cron