Строители Златоглавой Москвы

Все об истории Древней Руси и Византии

Строители Златоглавой Москвы

Сообщение Sergey 08 сен 2010, 15:22

Академик Г.Я.Мокеев рассказывает об основании Москвы и первых её строителях...

Изображение

Г.Я.Мокеев

Источник: http://www.voskres.ru/architecture/mokeev.htm

Кремник Даниила Московского

Строители Златоглавой Москвы

О жизни и деятельности младшего сына Александра Невского святого князя Даниила Александровича 1, княжившего на Москве с 1272 до 1303 гг., существует довольно значительная историческая литература. Но о его трудах на строительном поприще, в частности, по возведению города Москвы в конце Х III века почти ничего не написано. Причина — предельная скудость и спорность исторических источников. Цель данной статьи — "поднять" эту интереснейшую тему в истории столицы.

Исчезнувшие топонимы

Изображение

Кремник. В 1331 г. "бысть пожар на Москве и погоре город кремник", в 1355 г. "погоре город Москва кремник весь и згорело церквей 13" (ПСРЛ, Х V , Рогожск.лет.). Оказывается, крепость Москвы стала называться Кремлем лишь с 1367 года, со строительством князем Дмитрием (Донским) "каменного города". А до этого времени крепость называлась "кремником".

Под 1315 годом кремник упоминается в Торжке, а под 1316 — в Твери (пожар города), причем в 1317 году тверской князь Михаил "заложи болший град кремник" (Рогожск.лет). Слово "кремник" в этих известиях "опускается" к рубежу Х III -Х IV вв., когда на Москве княжил Даниил.

Кром. Слово явно произошло от слов "кром" или "крем", — как назывались крепости в Новгороде XI - XIII вв., Пскове Х IV -Х VI вв. (упоминаются кром, креом, крем), Великих Луках Х V в.. В Себеже сер. Х VI в. упомянуты никольский поп и дьячок "ис крему", "кремских ворот воротники". Во всех этих городах кром-крем был городом-складом, в котором находились складские клети-закрома горожан с оружием, провиантом на случай войн, осад.

Если посмотреть на археологический план Московского Кремля, то можно видеть внутри него как бы три выраставших друг из друга крепости. На мысу при слиянии Неглинки и Москвы-реки сначала возникло крепостное ядро — маленький городок-кром (без него не было бы последующих терминов). С востока от крома появилось предградие, затем оно расширилось еще раз. От трех линий укреплений на приступной стороне остались крепостные рвы. Можно было бы три разновременные крепости так и назвать: крем-кремник-кремль. Однако все было сложнее, — но все по порядку.

Бор-город. Первые две крепости возникли одновременно еще в середине IX века. Тогда словене-вятичи на Оке подверглись нашествию хазар и стали платить им дань. А часть вятичей отступила на север по реке Москве и образовала в среднем ее течении особую "страну М'осковь", окружив ее по границам городками-крепостями (городища вятичей — по данным Е.И. Горюновой, Т.И. Никольской).

Центром страны стал "град власти" московлян на Неглинке с двумя линиями укреплений крома и предградья. В крому находились склады провианта и оружия (закрома), в предградье — вечевая площадь со Степенью, общественной Гридницей, с капищем бога Бора, от которого крепость получила имя "Бор-города". Языческая "страна М’осковь" просуществовала около 300 лет, до середины III века. Вокруг Бор-города скопилось целое гнездовье поселений: до 10 городков-кромов и больше дюжины сел-посадов(см. “Москва. 850 лет”. Юбил. изд. 1996, ).

Датировка и имя "града власти" московлян могут быть "подкреплены". Так при копке возле него в 1838-40 гг. котлована под фундаменты храма Христа Спасителя были найдены арабские дирхемы IX века: один 862 г., чеканенный в Мерве, другой 866 г. (Савельев. Мухамеданская нумизматика.СПб.,1847,с.162). Они свидетельствуют о том, что под Бор-городом у брода через Москву-реку функционировало торговище (позднее — Ленивый Торжок).

Когда в 1146 году Юрий Долгорукий захватил "М’осковь", то в ее "граде-власти" поставил две деревянные церкви: Спаса "на Бору" и Иоанна Предтечи "на Бору". Тогда же внизу на Подоле существовал и укрепленный посад "Боровицы" с "Боровицкими воротами" к "Боровицкому мосту" через Неглинку, а в Занеглименьи существовала "Боровская дорога". С востока на подходе к городу появились "под Бором" две церкви Иоанна Предтечи (на Кулишках в Замоскворечьи) и ц. Гребневской Божией Матери на Лубянице.

К 1147 году Юрий Долгорукий укрепил двучастный Бор-гсрод, сделал крепость как бы единой, возведя по периметру мощные стены из городней на субструкциях с крюковой конструкцией. С появлением христианских храмов языческое капище бога Бора ликвидировали, — имя "Бор-город" после этого исчезло. Вот тогда, в середине XII века появился ему на смену термин "кремник", потому что в тылу крепости продолжал функционировать кром-крем с закромами (ров его был засыпан лишь в Х IV веке).

Кремник Даниила Московского

"В лето 6 799 (1291) месяца июлия в 21 день на память святаго великомученика Пантелеймона устройся град Москва от Москвы-реки" (Летописец русский, Древлехранилище Псковского музея, л.42). Даниилу было в то время 30 лет. Очевидно воспользовавшись относительным затишьем в междоусобицах князей С-В Руси (с 1288 до 1293 г.) Даниил и расширил тесный московский кремник Юрия Долгорукого.

Историки нашли одну легенду о "начале града Москвы", в которой сообщалось, что ц. Благовещения Богородицы при княжеском тереме была построена князем Андреем Александровичем 27 июля 1291 года (Карамзин. ИГР,У,с.386), вместе с городом-крепостью (добавлял Забелин. Опыты изуч. русск. древн.,с.132). В легенде явно спутаны имена: вместо Даниила Московского нелепо указан Андрей Городецкий. Поскольку речь идет о домовом храме, верить нужно конечно не легенде, а псковской летописной записи. И вот еще почему. В Тверской летописи Даниил указан как "князь Псковский, иже и пръвый Московьскый" (Тверск.лет.с.15).

Когда Даниил успел "покняжить" в Пскове можно лишь предполагать. Но очевидно только после этого, по мнению псковичей, град Москва "устроися на Москве-реке": А до этого Москва была "не устроена", побывав у разных великих князей: Ярослава Тверского, Дмитрия Переяславского 2.

Третья линия укреплений Московской крепости на приступе была проведена в конце Х III века по верхней бровке берега Москвы-реки с поворотом от берега к нынешним Спасским воротам (бровка и склон горы существуют до сих пор), затем — по трассе современной стены Кремля на Красной площади, и не доходя до Никольских ворот, поворачивала на бровку берега реки Неглинной.

Крепость Калиты. У историков Москвы сложилось другое мнение. В 1330 году "заложен град Москва дубов, при князе Иване Даниловиче при Калите.., да и срублен бысть тое же зимы в Великое говение" (ПСРЛ,7,СПб.,с.205). Опираясь на слово "заложен" историки считали, что крепость Москвы была расширена при Калите. К тому же, в 1365 году часть ханского подворья была отдана Чудову монастырю, а подворье находилось внутри большого кремника, но снаружи малого кремника Долгорукого. А происходило ли расширение крепости обязательно при Калите?

Ханское подворье могло быть размещено в крепости, уже расширенной раньше времени Калиты, например при первом великом московском князе Юрии Даниловиче. В 1338-39 гг. крепость восстанавливали вынужденно — после пожара города 1337 года, очевидно просто со сменой сосновых погорелых стен на новые дубовые, на что и обращали внимание раньше москвичи. Причинами же расширения крепости раньше при Данииле могло быть рождение у него до 1291 года пятерых сыновей и, как следствие, желание князя закрепить за собой Москву как "родовую вотчину " . А крепость одинаково названа "кремником" как в 1331 году, до пожара 1337 года, так и после него в 1355 году.

Первостроитель стольной Москвы

Здесь уместно обратить внимание на выдающегося московского градостроителя того времени – Протасия, трудившегося и при Данииле, и при Калите,(то есть при отце, и сыне) а еще при первом московском митрополите святом Петре.

Киевский и владимирский митрополит Петр, очевидно по какому-то чудесному внушению свыше, решил устроить свой митрополичий двор в относительно небольшой тогда Москве. 4 августа 1326 года он заложил рядом со своим двором Успенский собор. Закладывая храм в неудобное для строительства осеннее время, Петр спешил, чувствуя приближение смерти, — он даже собственноручно обустроил себе гробницу в жертвеннике начатого храма. И действительно, в декабре Петр скончался и — был затем похоронен в своей гробнице.

Но перед смертью он призвал к себе "некоего имянем Протасия, — его же бе князь старейшину града поставил: князь бо тогда не прилучися во граде.,. Бе же Протасий — он муж честен и верен и великими добрыми делы украшен. И рече ему (Петр): "Чадо, сей a з отхожу жития сего". При этих словах митрополит отдал все свои сбережения, "з a веща на церковное совершение истощити то. Двемя летом минувшим по честном его преставлении, совершена бысть соборная та церкви и освещена Прохором епископом Ростовским". В 1329 году собор был закончен строительством с севера придела Поклонения веригам св. апостола Петра (ПСРЛ,21, Степ.кн.,с.318,328; 31,Мазур.лет.,с.83-84).

В том же 1329 году с юга от собора была выстроена высокая белокаменная восьмигранная церковь "под колоколы" св. Иоанна Лествичника. В 1330 г. стал белокаменным собор св. Спаса Преображения на Бору. Собор освящали 10 мая, приурочено к 1000-летию Константинополя. При храме был устроен монастырь под управлением архимандрита и сюда перевели монахов разоренного тверичами загородного Даниловского монастыря, "причем вкупе оба монастыря под единым началом и единой паствой "неоскудно устроялись".

В 1333 г., после ликвидации последствий пожара 1331 г., возводится белокаменная ц. св. Михаила Архангела, ставшая вскоре усыпальницей Ивана Калиты и его потомков. Размерами церковь была не меньше Успенского собора, — ее строили около 3 лет. На площади была построена восьмигранная белокаменная Гридница — тронный зал Московских князей, — вероятно после пожара 1331 года.

Два восьмигранных здания: церковь "под колоколы" на востоке и Гридница на Западе заняли места с обеих сторон древней вечевой площади, фланкируя южный фасад Успенского собора. Обустроенная каменными зданиями, площадь очевидно с этого времени получила название "Красной Соборной площади" Москвы.

В 1339 году вокруг был восстановлен дубовый Кремник. Наконец, перед кончиной ( март 1340 г.) Иван Калига "заложил бысть...церковь Богоявления камену, и по отшествии его от земных к Богу и по приказу, совершил сию церковь чюдное Богоявление в святей обители сей их боярин, зовомый имянем Протасий". Храм был возведен в Кремнике на подворье монахов посадского Богоявленского монастыря, основанного еще Даниилом в 1296 году. Как и в случае со Спасскими монастырями, здесь "раздвоились" Богоявленские. Городской собор стал усыпальницей московского боярства и, следовательно, строился на их совокупные средства. В нем, в частности, был похоронен сам Протасий, затем — род его, в том числе московские тысяцкие.

Коль скоро первый Успенский собор в 1326 и последний Богоявленский собор в 1340 г. возводил Протасий, логично считать, что и остальные белокаменные постройки в этом временном промежутке возводились не без его участия, руководства. Если раньше, в Х II - XIII веках внутри московской крепости появлялись деревянные и каменные храмы в разное время, то в 1326-1342 гг., в результате непрерывного строительства был создан единый ансамбль белокаменных храмов Соборной площади Москвы, причем в комплексе с обновленным дубовым Кремником. Заказчиков строительства было несколько: великий князь, митрополит, бояре, а строитель был один — Протасий. Он мог выступать и выступал в роли руководителя подрядов, даже прораба-зодчего. В любом случае его можно назвать создателем единого градостроительного комплекса новой общерусской столицы, первостроителем стольной Москвы: в Успенском c оборе был похоронен Петр – первый московский митрополит Руси и первый московский Великий князь Юрий Данилович.

Протасий приехал из Владимира с князем Даниилом Александровичем и уже при нем был какое-то время тысяцким (ПСРЛ, XI , с.129). При Юрии Даниловиче был вероятно воеводой, а при Калите участвовал в выселении "лучших людей" из Захваченного Ростова, причем для переселенцев строил Радонеж. Последнее сведение ценно тем, что Протасий мог строить и Кремник Даниила на Москве, будучи тысяцким.

Даниил умер в 1303 году. Протасию, в случае приезда к нему » в 1290 году могло быть лет двадцать, а в 1300 г. » 30 лет. При строительстве Успенского собора ему было за 55, а при строительстве Богоявленского — за 70 лет. Храмы, Гридницу, два Кремника. (с починками после пожаров 1290,1293,1331,1333,1337 гг.) возводил, таким образом, старый, опытный человек, который уже не мог держать в руках меч.

В Кремнике Калиты видимо не случайно было поставлено (вместе с деревянными) 13 храмов (сгорели в 1355 году). Стольная Москва поклонялась Христовой и Апостольской церкви. Каждый храм был символически "телом Христовым" (Еф. 1:23; 4:11-16); да и 12 Апостолов были "облекшимися во Христа" ("все — одно во Христе Иисусе", — Гал. 3:27-28; Кол.З:П). Стольная Москва уже в середине Х IV века строилась как градостроительный символ христианской православной Руси.

Примечания.

1 . Даниил был рожден княгиней Вассою, а его старшие братья — полоцкой княгиней Евдокией Брячиславною.

2. При описании Раковорской битвы 1268 г. Дмитрий Александрович упоминается как князь Московский?(Житие Довмонта, Х VII в.). После Ярослава Тверского (+ 1270) Москвой управлял возможно Дмитрий Переяславский — брат Даниила. Тогда Даниил в возрасте 9-12 лет (с до 1272 гг.) мог пребывать в Пскове при литовце Довмонте. Жил он видимо на Красном княжьем дворе возле ц. св. Пантелеймона на берегу реки Великой. Довмонт был женат на Марии (в иночестве Марфа) — дочери Дмитрия Александровича, внучке Александра Невского. Марфа возможно получила потом от Даниила возле Москвы село Марфино; в Х IV -Х V вв. под Москвой существовали также села Довмонтовское и Дорогомилово (сына Довмонта). Довмонт был канонизирован русской православной церковью.

Академик Геннадий Мокеев



Аватара пользователя
Sergey
Черносотенец

Черносотенец

 

2879



06 апр 2010, 23:53



Православие




Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации


Медали: 4


Орден св. апостола Петра (1) За заслуги и труд (II) (1) За иформативность (1) За вклад в развитие ресурса (1)



Re: Строители Златоглавой Москвы

Сообщение Родион 09 сен 2010, 13:40

Очень интересное исследование... почитал с интересом. :)



Аватара пользователя
Родион
Постоянный участник

Постоянный участник

 

804



25 июл 2010, 15:54



Православие




Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации


Медали: 3


Орден прп. И. Волоцкого (II) (1) Почётный полемист (III) (1) За боевые заслуги (1)



Re: Строители Златоглавой Москвы

Сообщение Sergey 09 сен 2010, 23:22

Родион писал(а):Очень интересное исследование... почитал с интересом.
Тут и тут также разместил статьи этого автора. Одна из них написана с одним из его соратников, ныне покойным. Эти люди действительно русские патриоты. Они вместе боролись за нашу архитектуру, отражающую нашу веру и мировоззрение в дереве и камне, ещё при СССР.



Аватара пользователя
Sergey
Черносотенец

Черносотенец

 

2879



06 апр 2010, 23:53



Православие




Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации


Медали: 4


Орден св. апостола Петра (1) За заслуги и труд (II) (1) За иформативность (1) За вклад в развитие ресурса (1)




Вернуться в Древняя Русь


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron