|
В то время вопрос о ближнем решался законниками различно: основываясь на букве закона, изложенного в книге Левит (19:18), законники исключали из числа ближних всех не-евреев; но некоторые из них считали своими ближними только таких же праведников, какими признавали себя, всех же прочих евреев называли грешниками, гнушались ими, презирали их, и поэтому не причисляли их к своим ближним. Любя только таких ближних, законник хотел сказать Иисусу, что он в точности исполняет требование закона; но, подозревая, что Иисус не согласится с таким учением о ближних, сам спрашивает Его: А кто мой ближний?
На этот вопрос Иисус ответил чудною притчею...
Самарянин, презираемый евреями, глубоко убеждённый в том, что ни один еврей никогда не окажет ему помощи в несчастии, видит израненного, умирающего еврея; чувства жалости и сострадания заставили его забыть народную вражду и оказать врагу своему такую помощь, какую вправе были бы ожидать от него лишь самые близкие родственники...
Этот самарянин лучше священника и левита, лучше всех законников понял, что для жалости и сострадания, а следовательно и для милосердия, нет различия между самарянином, евреем и язычником, что в этом отношении все люди равны, все - ближние нам.
Б. И. Гладков "Толкование Евангелия"