Слово в Великий четверг на Страстной седмице.

СМИ, обсуждение новостей, статьи, материалы

Слово в Великий четверг на Страстной седмице.

Сообщение Sergey 02 май 2013, 12:06

Архиепископ Серафим (Соболев).
Слово в Великий четверг на Страстной седмице.


Произнесено в русской церкви св. Николая г. Софии 5/18 апреля 1946 г.)


О том, как мы должны причащаться,
и о плодах этого великого Таинства,

когда мы причащаемся в любви
ко Христу.


Изображение


Источник статьи

Изображение


Ныне Святая Церковь воспоминает установление на Тайной вечери Таинства Евхаристии. Здесь впервые ученики Христа сделались причастниками Его Тела и Крови, восприняли такое Таинство, без которого нет нам спасения, без которого не может быть у нас святой и блаженной жизни. Аще не снесте Плоти Сына Человеческого, — сказал Господь, — ни пиете Крове Его, живота не имате в себе (Ин. 6:53).


Это Божественное учение о всей необходимости и спасительности для нас евхаристического Таинства содержится и в словах Христа: Аз есмь лоза, вы же рождие. И иже будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит плод мног: яко без Мене не можете творити ничесоже. Аще кто во Мне не пребудет, извержется вонь, якоже розга, и изсышет: и собирают ю, и во огнь влагают, и сгарает (Ин. 15:5-6). Так тесно соединиться со Христом, как соединяется ветвь с своим стволом, мы можем только в евхаристическом Таинстве. Ясно, что как отломленная от дерева ветвь засыхает и погибает, так и мы погибнем и не только для сей, но и для будущей вечной жизни, если не пребудем в единении со Христом через Таинство Божественной Евхаристии.


Несмотря на такое учение Христа о сем Таинстве, можно встретить среди православных немало людей, которые не причащаются в течении многих лет. Куда же пойдут души таких православных людей после их смерти? Конечно, только в место вечных адских мучений.


Впрочем, останутся вне Небесного чертога с его вечным райским блаженством и те из нас, которые принимают евхаристическое Таинство не так, как должно его принимать. Суть дела здесь заключается не в причащении Святых Христовых Таин, а в том, как мы должны причащаться.


На этот вопрос Святая Церковь отвечает нам Евангельским повествованием о Тайной вечери, словами тропаря в Великий четверг и словами своих богослужений на этот день. Она побуждает нас не причащаться Тела и Крови Христа, как причастился Иуда-предатель. Он причастился в суд и осуждение, будучи одержим страстью сребролюбия. Постепенно сия страсть овладевала им, а к моменту предательства она стала господствующею силою в душе Иуды. Он позабыл, какие великие милости изливал на него Господь. Св. Иоанн Златоуст говорит, что при отправлении апостолов на проповедь Иуда, вместе с другими учениками Христа, получил дарования исцелять всякие недуги в людях и воскрешать мертвых, и в силу этих дарований он действительно совершал исцеления всевозможных болезней и воскрешал мертвых. На Тайной вечери Господь обнаружил перед ним Свое крайнее смирение и умыл его ноги. А в саду Гефсиманском, в самый момент предательства, Спаситель назвал его другом Своим в ответ на предательское лобзание. Все это позабыл Иуда, всецело отдавшись страсти сребролюбия. Поэтому, как только он причастился Тела и Крови Христовых, так сатана окончательно вошел в его душу и повел его на предательство Христа. Но предательством не ограничилась страсть сребролюбия Иуды. Она довела его до отчаяния, а потом — до самоубийства.


Как же мы должны, возлюбленные, причащаться Христовых Таин? Так, как причастились св. апостолы. Они восприяли сие великое Таинство, будучи объяты любовью ко Христу. Сердца их таяли от этой любви к Нему. Св. Иоанн Богослов возлежал на груди Господа. Все прочие апостолы, разумеется кроме Иуды-предателя, не могли удержать в себе этой любви и выражали ее в изъявлениях своей готовности умереть за Христа. Действительно, они и умерли бы вместе со своим Божественным Учителем, если бы Он не сказал пришедшему за Ним народу в саду Гефсиманском: Аще убо Мене ищете, оставите сих ити (Ин. 18:8).


Так будем и мы, возлюбленные чада мои, причащаться в любви ко Христу. Если эта любовь будет в нас, то никакая страсть не овладеет нами, и никаким грехом мы не отпадем от Него, ибо, по слову Апостола: Любы николиже отпадает (1 Кор. 13:8).


Если эта любовь будет в нас, то тогда исполним мы все спасительные заповеди, ибо Господь сказал: Аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите… Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет… Не любяй Мя, словес Моих не соблюдает (Ин. 14:15, 23-24).


А через соблюдения заповедей мы достигаем невинной детской чистоты, когда Св. Тайны Христовы действуют на нас разительно. Св. Иоанн Златоуст в своем творении о воспитании детей говорит, что принятие Тела и Крови Христа невинными детьми действует на них поразительно, в особенности во время их болезней. Душа младенца от сего Таинства чувствует успокоение и радость, а тело исцеляется от всевозможных болезней.


Эту истину очень хорошо раскрывает в своих творениях наш великий богослов епископ Феофан Затворник. О. Иоанн Кронштадтский в своей книге «Моя жизнь во Христе» свидетельствует, что вкушение Тела и Крови Христа чистыми и невинными детьми есть самое лучшее врачевство в их болезнях. «И сколько раз, — говорит он, — я причащал больных младенцев, и всегда они выздоравливали от самых даже безнадежных недугов».


Причащение Св. Божественных Таин при наличии любви ко Христу и соблюдении заповедей сообщает нам особенную бодрость и силу. Сам о. Иоанн Кронштадтский представляет собой дивное доказательство этой истины. Нередко он спал только два часа в сутки, и, несмотря на это, весь день его проходил в огненной деятельности и в непрестанных богослужениях и молитвах для исцеления больных и утешения страждущих.


За любовь ко Христу и за соблюдение заповедей мы исполняемся от Св. Причастия божественной радостью, согласно обетованию Христа: Аще заповеди Моя соблюдете, пребудете в любви Моей…, да радость Моя в вас будет, и радость ваша исполнится (Ин. 15:10-11). И эту радость Св. Причащения всегда и неизменно испытывали все угодники Божии, все истинные последователи Христовы.


Если, наконец, мы будем причащаться в любви ко Христу, то божественный свет сего Таинства будет озарять нас. Сей свет будет отгонять от нас бесов, которые, как духи тьмы, не выносят божественного света; он будет опалять и уничтожать в нас наши страсти, и мы будем просвещаться, как просветились от Св. Причастия апостолы на Тайной вечери, о чем в нынешнем тропаре говорится в таких словах: Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся … Свет сего страшного Таинства, будучи нашим достоянием, перейдет с нами в загробный мир. Он отгонит от нас всех бесов, когда наши души будут проходить воздушные мытарства и сделается источником вечной радости для нас в Небесном Царстве Христовом.
Приветствую вас, мои возлюбленные о Христе чада, с принятием Тела и Крови Христа. От всего сердца желаю вам, чтобы вы причастились не так, как причастился Иуда-предатель, а как святые ученики Христовы на Тайной вечере. Дай Бог, чтобы после сего Причастия, все страсти, если они были у вас, никогда не возвращались бы к вам. Да пребывает всегда в вашей жизни любовь ко Христу с неуклонным соблюдением вами всех Божественных заповедей. Тогда Св. Причащение будет источником исцеления всяких ваших недугов — и телесных, и душевных. Тогда бодрость, и сила, и божественная радость будут всегда присущи вам. Тогда благодатный свет принятых вами Тела и Крови Христа будет всегда просвещать вас, а после вашей смерти Господь осуществит над вами слова Свои: Тогда праведницы просветятся яко солнце, в царствии Отца их (Мф. 13:43).

Аминь.



Аватара пользователя
Sergey
Черносотенец

Черносотенец

 

2879



06 апр 2010, 23:53



Православие




Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации


Медали: 4


Орден св. апостола Петра (1) За заслуги и труд (II) (1) За иформативность (1) За вклад в развитие ресурса (1)



Вернуться в Жизнь в свете веры Православной


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron